А кто еще? В сотый раз смотреть по ящику потасовки «Свободы» и «Регионов»? Лучше на выставку сходить.
Осень в Киеве — удивительно хороша, воздух прозрачен, листва на «схылах» и золото на лаврских куполах так и горят. Аккурат напротив Лавры в 2000‑е появилось удивительное заведение — «Мыстецький Арсенал», любимое детище бывшего президента Виктора Ющенко. Сейчас бывшего не лягает только ленивый. Мы не будем. Отметим только, что нынешний Президент Виктор Янукович «Арсенал» не только не разогнал, но и продолжает финансировать. «Мыстецький Арсенал» на балансе Управления делами Администрации Президента. К тому же, наконец, появился топ-менеджер, который, верней которая, громадную махину площадью 50 тыс. квадратных метров, бывший военный завод, реально повела в сторону искусства — это после бесконечной череды коррупционных скандалов, связанных с «Арсеналом». Наталия Филипповна Заболотная — молодая, красивая, умная. Такое редко, но бывает. Короля, как известно, делает свита.
Первое, что сделала Настасья Филипповна, как ее называют в тусовке (недоброжелатели еще говорят — Барби, это те, кого в проекты не берут), переманила одного из кураторов PinchukArtCentre — Александра Соловьева. Одного — слабо сказано: единственного русскоговорящего. Остальные объясняются с туземцами на английском. За ним подтянулась команда. Теперь в «Арсенале» с художниками говорят на одном языке. И я, как вы понимаете, не о языкознании.
Второе, что сделала НФ, в 2012 провела вместе с Соловьевым Первую Киевскую международную биеннале современного искусства. Мы теперь — типа Венеция, и весь этот мир современного искусства с его миллиардерами-почитателями собирается приезжать к нам. Следующая Биеннале — осенью 2014 года. Всех завораживает бесконечное пространство «Мыстецького Арсенала» — совсем как венецианского. И, кроме того, sorry, мы — самая большая страна Европы, пусть не самая богатая, но и не самая глупая.
Если просто перечислить грядущие этой осенью выставки в «Мыстецьком Арсенале» — голова пойдет кругом
Если просто перечислить грядущие этой осенью выставки в «Мыстецьком Арсенале» — голова пойдет кругом. 26 июля — 22 сентября 2013: «Великое и Величественное», 1000 шедевров из 35 музеев Украины; 15 – 27 октября: VII Большой скульптурный салон; 7 – 17 ноября: VIII ArtKyiv contemporary; 28 ноября — 8 декабря: VI Большой антикварный салон. Есть куда девушку сводить. Паркуешь машину у входа в «Мыстецький Арсенал», и все видят, что ты не какой-то там «румын», который только в ночные клубы и ходит.
О чем говорят все эти римские «семь-восемь» перед названиями выставок? О том, что давняя история. Заболотная начала ее еще в Украинском доме, где директорствовала с 2006‑го, превратив этот заповедник госбюрократии в центр всякого разного искусства. Сейчас ее выставки, биеннале и салоны — стройная система чуть ли не всех видов искусства, циркулирующая с завидной периодичностью. Такого нет и в иных европейских столицах. Откуда денежки, спросите вы. На то НФ и топ-менеджер, что умеет их находить.
Бюджет первой Биеннале был 20 млн гривен. 10 дало государство — его еще надо было убедить, 10 — частные спонсоры. Заболотная их окучивает, как крестьянин картошку. Ее главный тезис: «Поддержать искусство сегодня — все равно что купить билет в вечность». Хотя, как вы понимаете, те, кто сумел заработать миллионы, в тезисах не нуждаются. НФ поддерживают потому, что делает хорошее дело.
И несколько слов о первой выставке в осеннем цикле с таким пафосным названием «Великое и Величественное». Очень бы хотелось, чтоб название вас не отпугнуло. На самом деле собрали все лучшее, что есть в 35 музеях Украины. Хотели в 80 — наверное, не дали. Наша украинская психология.
Появился топ-менеджер, который махину площадью 50 тыс. кв. м повел в сторону искусства, — Заболотная
И собрали все лучшее, что было за последние десять тысяч лет — от Триполья до «сьогодення», ни больше ни меньше. Теперь бы ударить этим автопробегом по музеям мира — и держись, китайцы! Именно так поступили братья-китайцы лет десять назад, и теперь все говорят о «китайской волне». Так хочется, чтоб еще при нашей жизни заговорили об украинской.
Алексей Титаренко