…Едва на Киев опускается ночь, они выгибают спины, расправляют каменные крылья и взмывают в темное небо. Долго кружат над городом, пугают запоздалых прохожих. С приближением рассвета чудища возвращаются: впиваются когтями в крышу, стены и застывают…
Помните классическую гоголевскую фразу: «У нас в Киеве все бабы, которые сидят на базаре, – все ведьмы»? А киевскую Лысую гору, куда на шабаш летала Маргарита из знаменитого булгаковского романа? А полтергейст под Майданом Незалежности? Ну и, наконец, неизбывную мистическую легенду о Киевском Змие? Так вот, Дом с химерами – из той же оперы.
Само появление в Киеве Городецкого – архитектора-миллионера, денди и бонвивана, – выглядело как эпизод из немого фильма о жизни бомонда конца XIX века. Он приехал за рулем шикарного авто-ландоле, что влек глаз лаком, серебром и красным деревом. Как истинный спортсмен-автомобилист, он был одет в кепи, несколькометровый шарф и кожаное полупальто, на плече у него примостилась живая обезьянка. Не удивительно, что Лешек Городецкий еще при жизни стал своеобразным персонажем городского фольклора.
Со строительством Дома с химерами связано немало легенд. Говорят, что Лешек Дезидерий Владислав Городецкий, именно таково полное имя архитектора, создал дом в память о дочери-утопленнице. Но дочь Городецкого никогда не тонула и пережила отца, на несколько десятков лет.
Есть другая скандальная версия – пари с коллегами, утверждавшими, что на таком обрыве строить невозможно. Вполне реальной может быть и строго практическая мотивация. Это – первый дом, построенный в Киеве при помощи бетона. Что по тем временам могло быть грандиозной рекламной акцией промышленника Рихтера, производящего цемент. Но это – чересчур прозаично.
Для прочности, здание поставили на сваи, что также было революцией в строительстве. С улицы Банковой оно имело три этажа, со стороны Театра имени Ивана Франко – шесть. Дом включал комнату-холодильник с колотым днепровским льдом, отделение для экипажей, роскошные залы с каминами, спальни, отдельную лестницу для слуг и даже коровник – архитектор счел нужным поить постояльцев свежим молоком. Чудовищ, облепивших фасад и крышу, нарисовал сам Владислав Городецкий, затем их отлили из бетона в известной мастерской скульптора Элио Саля. Внутри дом украсили многочисленные охотничьи трофеи. Городецкий больше нигде не повторил такой интерьер: ни лестничные балясины в форме лап орла, ни потолок, украшенный ананасами, ни холл в образе морского царства с огромным спрутом и перламутровыми ракушками. Этот спрут до сих пор изумляет исследователей, а хрупкие на первый взгляд ракушки тоже выполнены из бетона, который впоследствии был покрыт перламутром.
Вот лишь некоторые материалы и изделия, примененные при возведении дома, взятые из собственноручных описаний Городецкого, которые до сих пор хранятся в архивном деле: «… обшивка стен – ольха, 4 живописных плафона работы Eugenio Sala, парадные мраморные ступеньки (из белого каррарского мрамора в черную жилку)… все работы по оковке дверей и окон и все декоративно-металлические изделия – бельгийское Общество металлических изделий, паркеты – Здолбуновская паркетная фабрика «Тайкург», керамическая плитка для пола, ванн и клозетов – завод Бергенгейма в Харькове, облицовка стен в ванных – фаянсовыми плитками Веллера, бронза и электрическое освещение – фабрика бронзы Сековского в Варшаве по специальным рисункам…». Также большую художественную ценность представляли камины известной немецкой фирмы Мейсена.
Не менее, нежели эпатажная архитектура, потрясала современников любовь зодчего к охоте. Закончив строительство и насладившись заслуженным триумфом, Городецкий отправился охотиться в Африку. Сафари на львов, крокодилов и газелей – развлечение не дешевое и в наши дни, а тогда и вовсе стоила целого состояния. Неудивительно, что возвратившись в Киев, Городецкий вынужден был заложить недвижимость и, под давлением кредиторов, расстаться с любимым домом. Архитектор покинул его, пожелав новым владельцам всяческих неприятностей. С тех пор хозяева Дома с химерами постоянно менялись.
Сначала его выкупил французский консульский агент, потом он перешел к обществу сахарных заводов, затем – к господину С. Немцу. В революционные годы здесь размещался штаб военно-трудовой дружины, позже – поликлиника ЦК КПУ. Очевидно от наплыва «шариковых» в тяжелых сапогах, шаркающих по паркету, Дом раскололся пополам – ширина трещины составляла 40 см.
В 2002 году по инициативе Президента Украины началась реставрация Дома с химерами, здание собирались использовать для приема иностранных послов, а в свободные дни – проводить экскурсии. В результате – все вновь стало таким, каким было при Городецком. А главную лестницу теперь украшают изображения газелей – рисунки зодчего перенесли на стены в виде фресок.
Но реставрационные работы завершилась как раз в канун новой революции – в октябре 2004, и планы удалось реализовать значительно позднее, и не в полной мере. Новоизбранный Президент также положил глаз на «химер», но взаимности не дождался. Мистика, да и только.
… Двигаясь через Пассаж в сторону Липок, нельзя, не заметив, пройти мимо металлического изваяния: человек в шляпе за столиком с чашечкой кофе в руке. Бронзовый архитектор загадочно улыбается. И, глядя на него, невольно приходишь к мысли, что без таких личностей мир выглядит бледным. В наше прозаичное время так не хватает творческого человека, который бы держал слона, как домашнюю скотинку…
Шутки гениев полны тайного смысла, обычные люди нарекли это мистикой