В 2016 году на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке за 20,4 миллиона долларов была продана скульптура Огюста Родена «Вечная весна». И публика, и устроители торгов были слегка шокированы суммой продажи, которая более чем вдвое превзошла ожидаемую. Как и принято в таких случаях, покупатель «Вечной весны» пожелал остаться неизвестным. Таким образом, прежний рекорд для творений Родена продержался всего три месяца — в феврале этого же года в Лондоне скульптура «Ирис — посланница богов», ранее находившаяся в коллекции актера Сильвестра Сталлоне, ушла с молотка за 16,7 миллионов.
Однако не информационный повод об упомянутом аукционе подвиг меня взяться за перо, а фильм режиссера Жака Дуайона «Роден», на закрытый показ которого, я, по счастливому случаю, попал в парижском музее Родена. Музей Родена — самый популярный и посещаемый в столице Франции после Орсе и Лувра. Пройти мимо просто невозможно, очертания скульптур экспозиции музея виднеются уже за оградой сада изысканного особняка в окружении роскошного сада.
После просмотра фильма, который, кстати, до выхода на экраны уже был включен в конкурсную программу Каннского фестиваля, у меня появился интерес не к скульптурам Родена, а к творчеству его спутницы, не менее гениальному скульптору Камилле Клодель. Ее маленькие бронзовые статуэтки «Волна» произвели на меня огромное впечатление. Не буду вдаваться во все биографические подробности трагической жизни Камиллы Клодель, в этом нет необходимости, но о самом ярком этапе ее жизни, надеюсь, будет интересно узнать читателю. Когда она впервые появилась в мастерской Родена, он описал ее так: «Прекрасный лоб над дивными глазами глубокого густо-синего цвета, как у красавиц на портретах кисти Боттичелли; большой, чувственный рот, густая копна золотисто-каштановых волос, спадающих на плечи. Вид, впечатляющий дерзостью, превосходством и… детской веселостью».
Камилла пришла к Родену ученицей, но уже со своим почерком, стилем и видением искусства скульптуры. В сущности, она была состоявшимся блестящим скульптором, достаточно самобытным и независимым. Искусствовед Октав Мирбо сказал о ней: «Бунт против природы: женщина — гений!». Очарованная с детства камнем и глиной, она успела закончить академию художеств Коларосси, где обучалась у известного скульптора Альфреда Буше (в то время женщинам было запрещено учиться в школе изящных искусств, куда Роден три раза безуспешно пытался поступить).
Камилла Клодель мгновенно стала для Родена источником вдохновения, его моделью, ученицей и любовницей. В течение 15 лет она живёт только для Родена, отдаёт ему свои лучшие идеи, своими руками выполняет большие участки в его монументальных скульптурах. Собственные работы Клодель пользовались огромным коммерческим успехом, у неё были свои покровители, дилеры и не было необходимости греться в лучах славы Родена. Она никогда официально не жила с Роденом, который не хотел обрывать свои 20-летние отношения с гражданской женой Розой Бёре. Но, или от болезни, или по другим причинам (биографы предлагают разные версии), Клодель навсегда и полностью рвёт с Роденом. Её любовь к этому человеку превращается в ненависть. Тех, кто приходил в её дом в тот период, охватывал ужас — всё было завалено осколками разбитых скульптур.
В 1913 году она, усилиями своих родственников фактически насильно, была помещена в психиатрическую клинику. Врачи годами неоднократно и настоятельно просили ее мать и брата забрать Клодель из больницы, так как, по их мнению, она не нуждалась в изоляции и принудительном лечении. В больнице Камилла Клодель провела 30 лет и умерла в 1943 году в возрасте 79 лет. Через четыре года после помещения её в клинику в 1917 году умирает Роден. После ухода Клодель он угас и не создал больше ничего значительного.
Фраза: «Я беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее» принадлежит Микеланджело Буонарроти. Огюст Роден повторил ее и она, на мой взгляд, в его устах стала иметь и иной смысл — можно откалывать куски мрамора, но нельзя отрывать от себя то, что составляет смысл жизни и творчества. Кто знает, был бы без Камиллы Клодель автор «Мыслителя», «Граждан Кале» и «Поцелуя» тем, кем знает его и восхищается сегодня весь мир?
Лев Бердянский
Огюст Роден — великий французский скульптор, самый яркий представитель стиля импрессионизма, который сумел довести «впечатления» до высот академизма в художественном творчестве