В необозримой империи Джона Дэвисона Рокфеллера одна только нефтяная монополия Standard Oil приносила три миллиона долларов ежегодно – сегодня они равнялись бы пятидесяти. Ему принадлежало 16 железнодорожных и 6 сталелитейных компаний, 9 фирм, торгующих недвижимостью, 6 пароходств, 9 банков и три апельсиновые рощи. Все это давало обильный денежный урожай.
Уильям Рокфеллер, папа будущего мультимиллиардера, собрал в себе все мыслимые пороки: распутник, конокрад, шарлатан, двоеженец, лгун… Жены рабочих пугали им детей: «Не плачь, а то тебя заберет Рокфеллер!» Питая почти чувственную любовь к деньгам, он обожал высыпать ассигнации на свой письменный стол и зарывать в них руки… Его страсть передалась и сыну.
Уильям Рокфеллер не стал наследовать плохие качества отца, но всему, что касается денег, у него научился. С детства занимался «бизнесом»: покупал фунт конфет, делил его на мелкие «порции» и с наценкой распродавал собственным сестрам, или ловил диких индюшат и выкармливал для продажи. Вырученные деньги будущий миллиардер аккуратно складывал в копилку и очень скоро начал ссужать их отцу под проценты.
Тот день, когда фирма «Хьюитт энд Таттл» взяла его на работу помощником бухгалтера, Рокфеллер всю жизнь отмечал как свое второе рождение: его пустили в сияющий мир бизнеса! Казалось, что этот бухгалтер находится в состоянии безумной страсти: он мог дико крикнуть в ухо мирно работающему коллеге: «Я обречен стать богатым!». Не пил, не курил, не встречался с девушками – соблазны плоти его не волновали, он ощущал себя божьим избранником.
Рокфеллеру повезло: в 1861 году в Америке началась гражданская война, а с ней и золотой век спекуляции. Став совладельцем брокерской фирмы со стартовым капиталом 4000 долларов, он сделал неплохие деньги, на которые впоследствии и было организовано его любимое нефтяное детище-монстр Standard Oil.
В восьмидесятые годы, когда далек еще был автомобильно-бензиновый бум, эта компания уже оценивалась в 18 миллионов долларов (что эквивалентно современным 265), а Рокфеллер вошел в двадцатку самых богатых и могущественных людей страны и начал наступление на конкурентов: мелкие нефтяные компании разорялись, крупные капиталисты переуступали Рокфеллеру свои пакеты акций. Вскоре он стал монополистом на нефтяном рынке, устанавливая запредельные цены на нефть, ставшую в начале ХХ века стратегическим сырьем. Standard Oil превратилась в транснациональную компанию. Состояние Рокфеллера исчислялось в десятках, а затем и сотнях миллионов долларов. На рубеже веков он был признан самым богатым человеком в мире: газеты писали, что состояние Рокфеллера приблизилось к восьми с половиной миллиардам. Его монополию называли «величайшей, мудрейшей и самой нечестной из всех, когда-либо существовавших».
«Кто весь день работает, тому некогда зарабатывать деньги».
Джон Рокфеллер
Сын Рокфеллера, тоже названный Джоном, до восьми лет носил платья своей старшей сестры – родители экономили на одежде. Жена Рокфеллера Сетти ходила в собственноручно залатанных платьях и в жадности не уступала мужу. Джон Рокфеллер создал дома макет рыночной экономики и велел детям вести подробные бухгалтерские книги. Каждый ребенок получал два цента за убитую муху и пять – за час занятий музыкой, у каждого была своя грядка в огороде – десяток выдернутых сорняков стоил один пенни. За опоздание к завтраку маленьких Рокфеллеров штрафовали на один цент, они получали по одному кусочку сыра в день, а по воскресеньям им не позволяли читать ничего, кроме Библии. Результаты такого воспитания были довольно противоречивыми. Джон-младший постоянно хворал и страдал нервными расстройствами.
В дальнейшем он вошел в семейный бизнес, но навсегда остался тенью отца. Впрочем, и он воспитывал своих отпрысков точно так же, как воспитывали его самого. Одна из дочерей Рокфеллеров вовсе сошла с ума, другая стала легендарной транжирой.
Время брало свое – Джон Дэвисон состарился. Однако он оставался крепким и бодрым и теперь вовсю позволял себе то, чего был лишен в юности: увлекся спортом, выучился отлично играть в гольф, освоил гоночный велосипед и… полюбил женщин.
Джон Рокфеллер и сегодня считается самым богатым человеком в американской истории. Его компания Standard Oil, безусловно, всегда использовала сомнительную тактику в своей работе, предлагая взятки политикам, прибегая к финансовым угрозам, плетя тайные сговоры, даже взрывая заводы и нефтепроводы своих конкурентов.
У Рокфеллера в юности было две мечты: дожить до ста лет и скопить 100 000 на счету в банке. До исполнения первой он чуть не дотянул, умерев в 97, зато вторую воплотил многократно.