Связался с Мироновой – записывайся в звезды. Анатолий Криволап – типичный отшельник. Жил себе в Засупоевке, писал коров‑коней на лугу (правда, очень хорошо писал). Начала Татьяна Миронова таскать его по Майами-Базелям – продался конек на Phillips de Pury за $124 400, стал самым дорогим укр. коньком (ярмарки «Арт-Базель в Майами» и «Арт-Базель» – одни из главных мировых арт-ярмарок; лондонско-нью-йоркский аукцион Phillips de Pury – главный аукцион современного искусства – прим. ред.). Игумен Пафнутий, то бишь Игорь Абрамович, главный наш дилер, руку, конечно, приложил – именно он возил его в Лондон, но CV, магическое CV, профессиональная биография, реноме художника – его делает галерея Татьяны Мироновой.
Возит отдельных счастливцев по мировым арт-ярмаркам. Пока, правда, по сателлитам, спутникам вожделенных «Базелей», «Фризов» и «Фиаков» (Freeze, FIAC – ежегодные ярмарки в Лондоне и Париже соотв. – прим. ред.), но уж явно подбирается к телам основоположников. Еще чуть-чуть – и цитадель падет. Тот, кто выставляется на этих главных мировых ярмарках – звезда, стоит дорого и будет стоить еще дороже. Критерии качества в современном искусстве – вопрос темный, главное – известность, медийность, чуть ли не скандальность. Чего Херст с Кунсом так кривляются? Того (Дэмиен Херст и Джефф Кунс – самые дорогие художники современности – прим. ред.).
А российский художник № 1 – Олег Кулик? Резал поросят в галерее, бегал голым в светлом образе собаки и кусал всяких там стокгольмских арт-критиков, создавал «Партию животных», ставил на венецианском Сан-Марко корову, предлагая заглянуть «вглубь России» – в причинное место, где крутилось видео с березками. Что объединяет с нашим эстетом-анахоретом Криволапом? Оба выставляются у Мироновой. Кулик – вот прямо сейчас, 15 декабря, Криволап – чуток позже, в апреле. Mironova Gallery работает только со звездами. В эстетические разногласия не вдается – а что, Гагосян вдается? (Ларри Гагосян – один из самых известных мировых галеристов – прим. ред.) Тем паче, Мироновой явно подвезло – Кулик постарел, подуспокоился.
У мраморного входа в Mironova Gallery по Ольгинской 6 голым бегать, критиков кусать явно не собирается. Где те критики? В галерее – очень, ну, очень красивые чудо-фотографии Кулика, где не только его любимые зверюшки, но и каким-то потусторонним образом отражаются люди-зрители. Как это сделано – умом не объять, да и не надо. Надо только слушать длиннобородого гуру, который будет вещать про настраивание резонанса макро- и микро-. Услышат те, кому повезет – на заветные вернисажи в Mironova Gallery еще надо попасть.
Галерея Татьяны Мироновой, как пчела, собирает мед со всего мира
Хорошо, когда в Киеве, наконец, начинает закручиваться какая-то интрига. После Кулика, в феврале, Миронова собирается показать венецианскую чемпионку Оксану Мась – представляла в только что отошедшем году Украину на Венецианской биеннале. В Киеве ее многие не любят (а кого у нас любят?). Но пробиться на Биеннале, главную мировую выставку, это надо уметь. Да и звездный куратор Акилле Бонито Олива так ее упаковал, так обернул хорошим архитектором, композитором, собственным жуликоватым пафосом – получилась конфетка. В старенькую церковь Сан-Фантин, где выставлялась Мась, реально очереди стояли. В конце ноября Биеннале (некоммерческая выставка) закончилась, теперь Татьяна Миронова начнет ее очень коммерчески пристраивать в хорошие руки. Мы – не такие бедные, чтобы покупать дешевые вещи. Фрагмент нашумевшего венецианского проекта где-нибудь в Конче-Заспе – чем не круто? Соседи будут в гости напрашиваться – хоть одним глазком посмотреть. Мась, впрочем, собралась проект показать всей Украине, ну, да она – женщина энергичная, наделает еще пять таких.
Чего за нее так «Айдан» уцепилась, ведущая московская галерея? «Айдан» продает в год несколько десятков работ Мась, ездит с ней по всем мировым ярмаркам. И Мась никогда не подводила. Кто хочет с волнением старины Фитцджеральда прикоснуться к женщине, которая все превращает в золото, приходите в феврале в галерею Мироновой.
На «Евро‑2012» Татьяна Миронова готовит эпохальный объект хитрого американского грузина Дэвида Датуны (чей портрет Путина из сотен маленьких Монн Лиз на последней «Арт-Москве» был продан за 200 тысяч евро). Только что, осенью, отшумели выставки непростой москвички Анны Броше и нашего амстердамца Ромы Жука. Галерея Татьяны Мироновой, как пчела, собирает мед со всего мира, со сладким привкусом сенсационности.
Как дошла до жизни такой? Муж – Валерий Миронов, приличный человек. Крупный бизнесмен, бывший вице-мэр, политик – при таком-то муже могла бы и дома сидеть, путешествовать по бутикам. Т. Миронова путешествует по нью-йокским «Армори-Шоу» и прочим базелям. С парой тонн картин под мышкой. Знаковый галерист в наступающий Год Дракона. Если кто из украинских галерей и пробьется на «Фриз», «Фиак», «Арт-Базель»…
Алексей Титаренко