Отправляясь в путешествие по солнечной Италии, неплохо пройтись, хотя бы виртуально, по Италии украинской. Каждый из нас рисует в своем воображении некий образ этой страны, который в зависимости от образованности и кругозора выглядит по-разному, но в нем есть общие черты, которые объединяют людей с разными вкусами и пристрастиями.
Это, прежде всего, старая итальянская живопись и архитектура стиля барокко, которой буквально наводнена вся Европа. Совсем немного досталось от этих щедрот и Украине. Правда, когда итальянские архитекторы возводили свои, бессмертные теперь, творения, Украина была частью Российской Империи и национальные украинские черты весьма слабо проявились в идеях зарубежных мастеров.
Приводимые в этой краткой статье примеры итальянской архитектуры в Украине связаны, в основном, с творчеством великого русского архитектора итальянского происхождения Франческо Бартоломео Растрелли. Юношей, вместе со своим отцом, известным итальянским скульптором, он попал в услужение к Петру I и, пережив правление императриц Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Петра III, был успешным придворным архитектором, пока на трон не села Екатерина II с ее увлечением французскими энциклопедистами и классицизмом. Старый мастер пышного барокко стал не нужен двору, и даже могила его затерялась на просторах России.
При всей своей схожести, архитектура итальянского барокко отличается от русского. В нем Растрелли были переосмыслены традиции русской национальной художественной культуры. Это проявилось в стремлении к пространственному размаху архитектурных ансамблей, применении характерных для русского зодчества колоколен, глав, крылец, тонких колонок. Увлечение расцветкой стен, позолотой и растительными мотивами в декоре.
Мариинский дворец в Киеве построен Растрелли по велению Елизаветы Петровны, тогда он еще не носил имя жены царя Александра II и был просто Царским. После нескольких пожаров, революционных бурь и войн, дворец неоднократно перестраивался, но и сейчас гений Растрелли просматривается во всей своей красе.
Весь комплекс — это строгая симметричная композиция. Главный двухэтажный корпус и одноэтажные боковые флигели образуют широкий двор. Четкая планировка, выразительная компоновка объемов, богатая пластика фасадов, пышные формы коринфского ордера, рустовка стен, ажурный парапет и лепка наличников окон. В покраске дворца использованы типичные для русского барокко цвета: бирюзовый для стен, светло-желтый для колонн и карнизов, белый для лепки и балюстрад. Все это придает сооружению праздничный и торжественный вид.
Андреевская церковь возвышается на древней киевской горе, где, согласно летописи, вознёс Андрей Первозванный свой крест. Она также возведена по проекту Растрелли. Здание, подобно древнерусским храмам, увенчано пятиглавием с луковичными куполами, но в нем нет колоколов, так как по легенде при первом же ударе вода проснулась бы и залила бы не только Киев, но и все Левобережье.
Экстерьер церкви поражает богатством декора. Цоколь, стены, купола расчленены по вертикали пилястрами и колоннами и завершаются карнизами сложного профиля. Люкарны обрамляет роскошный лепной орнамент, на фронтонах размещены чугунные картуши с монограммой императрицы Елизаветы.
Живописность фасадов усиливает яркая раскраска: на бирюзовом фоне стен выделяются белые колонны, пилястры, карнизы сверкают позолотой чугунные капители, картуши, по граням темно-зеленого купола извиваются золоченые гирлянды. Не уступает внешней роскоши и интерьер храма. По своей художественной выразительности, смелости и оригинальности Андреевская церковь является архитектурным шедевром XVIII века.
Ливадийский дворец в Крыму, построенный русским зодчим Красновым, смело можно причислить к итальянской архитектуре. Построенный всего за семнадцать месяцев, он выполнен в стиле итальянского Ренессанса из местного инкерманского камня, со всеми орнаментальными частями, высеченными из него же. Здание дворца имеет 116 отдельных помещений, один большой внутренний двор и три малых открытых двора. Ажурные ворота из кованого железа работы итальянских мастеров ведут в Итальянский дворик, окружённый со всех сторон галереей с дорическими колоннами. Насыщенность архитектурными элементами, свойственными палаццо Венеции и Флоренции, действительно говорит о том, что перед нами дворец в стиле итальянского Возрождения. В отделке его интерьеров принимали участие мастера, выписанные из Италии.
Более древними образцами итальянской архитектуры являются сохранившаяся часть Генуэзской крепости в Судаке, Костел Иезуитов во Львове и, расположенный невдалеке от города, уникальный Пидгорецький замок. Первая предназначалась как надежное укрытие на случай непрошенных гостей — хазар, печенегов, половцев и турок, храм, пример ранней барочной архитектуры, служил оплотом иезуитов на западных границах христианства, а замок, построенный итальянским архитектором Дель Аква и французом Бопланом, считается первым дворцом на территории Украины.
Парк вокруг Пидгорецького замка на десять лет старше знаменитого Версальского. В замке-дворце, окруженном валами и рвами, построен барочный костел Св. Йосифа, въездная брама и красивый «итальянский» парк XVIII века со старыми липами, который на десять лет старше знаменитого Версальского. За богатство интерьеров, выполненных итальянскими, немецкими и французскими мастерами, сооружение названо «жемчужиной» архитектуры. Петр I был просто восхищен архитектурой и планировкой замка, и решил воссоздать это чудо у себя недалеко от Санкт-Петербурга — так появился Петродворец.
Виктория Мордовкина