Нынешний, модный фотографический портрет не является способом проникновения во внутренний мир человека. Он скорее похож на фотографию для паспорта, это своего рода икона, написанная по канонам, которые предложены фотографам современными технологиями. Бестеневой свет, отсутствие ракурса и композиции, взгляд прямо в объектив, разноцветное изображение, изменяемое фантазией фотографа при простом нажатии кнопки компьютера.
Во все времена после изобретения фотографии многие одаренные личности пытались создавать портреты сравнимые по глубине с лучшими живописными работами старых мастеров. Таким был немец Хорст П. Хорст, работавший в журнале «Vogue» в Париже. Его портреты Коко Шанель, Марлен Дитрих и многих других публичных людей стали настоящим искусством и вызвали целую плеяду подражателей. Ирвинг Пен, например, специально усаживал свои модели в неудобные кресла в углах непонятных декораций и, мучаясь, они раскрывались неожиданным образом. Одни, расслабляясь, уходили в себя, другие, сопротивляясь, протестовали с присущими только им качествами. Другой модный фотограф, Ричард Аведон, прославился, снимая только самые известные личности: «Нет — изящному свету! Нет — обманчивым композициям! Нет — соблазну поз и болтливости! У меня есть белый фон, человек, который мне интересен, и то, что происходит между нами». Мэрилин Монро, Дуайт Дэвид Эйзенхауэр, Джордж Буш — фотографии этих людей, сделанные Аведоном, знает весь мир.
Пятьдесят лет находился на профессиональной вершине фотограф Сесил Битон. Работая фотографом для изданий Vogue, Harper’s Bazaar и Vanity Fair, вращаясь в сливках общества, он, с присущим его творчеству сюрреалистическим мировоззрением, оставил потомкам великолепные портреты Греты Гарбо, Одри Хэпберн, Эдит Ситвел, Пикассо, Хокни и Твигги.
Но никто не вознес фотографический портрет на такую высоту, как это удалось Энди Ворхолу. Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор, Жаклин Кеннеди, Элвис Пресли — эти и многие другие портреты имели потрясающее сходство с настоящей живописью. Ворхол много экспериментировал в технике шелкографии и достиг в этих поисках совершенства.
Последняя выставка в Лондонской национальной портретной галерее перуанского фотографа Марио Тестино ставит точку в перечне людей создающих современные иконы. Кейт Мос, Мадонна, Робби Уильямс, Гвинет Пэлтроу и, наконец, принцесса Диана — кумиры, сотворенные талантом.