All Articles - Страница 82 из 219 - Журнал Platinum
Портрет Карла Фаберже

Яйца Фаберже – синоним роскоши и эмблема богатства императорской России

Первое пасхальное яйцо Фаберже как символ первоисточника жизни должно было стать вольной интерпретацией яйца, изготовленного в начале XVIII века. В нем была спрятана курочка, открыв которую, можно обнаружить корону, а в ней – кольцо. Но то, как смог Карл Фаберже из милой игрушки сделать серию выдающихся произведений ювелирного искусства, превзошло все ожидания. В декабре прошлого года в киевском Пассаже, что на Крещатике, состоялось торжественное открытие памятной доски ювелиру Карлу Фаберже. В рамках международного проекта во всех городах, где также были магазины или мастерские Фаберже, прошли подобные мероприятия.

Портрет Карла Фаберже
Анатолий Перевышко. «Портрет Карла Фаберже»

Семья французов Фаври (позже измененная на Фаберже) в XVI веке бежала из страны, когда во Франции начались гонения на гугенотов. Один из потомков, Жан Фаври, оказался в нынешней Эстонии, где в его семье в 1814 году родился Густав Фаберже. В пятнадцать лет он отправился в Санкт-Петербург обучаться ювелирному делу, а в двадцать семь получил звание мастера ювелирного дела. Это было непросто, так как в это время северная столица была наводнена западными ювелирами высокого класса. Талант организатора, широкий ассортимент изделий, открытие салонов и постоянно меняющиеся оригинальные модные новинки – благодаря всему этому имя Фаберже было на слуху у знати, приближенной к императорскому двору.

Ювелирные украшения, столовые принадлежности, часы, портсигары и редкие хитроумные аксессуары, при изготовлении которых использовались золото, серебро, драгоценные камни, уральские самоцветы, хрусталь, – все это, обогащенное уникальным творческим видением, техническим мастерством и качеством, стало благодатной почвой для появления в мире русского ювелирного гения – сына Густава Фаберже Карла. Однако малая спираль семейной творческой эволюции закрутилась в обратную сторону: если Густав обучался в России, то Карл в четырнадцать лет поехал в Дрезден, где получил художественное образование, а позже во Франкфурте, Флоренции и Париже отшлифовал свое мастерство, вникая во все премуд­рости ювелирного искусства.

«Второе пришествие» Фаберже в Россию произошло в 1870 году. Карл Фаберже возглавил в Питере фирму отца, и уже через несколько лет на выставке «Русское художественное и промышленное искусство» получил золотую медаль за копии древнегреческих сокровищ из керченских археологических находок. Настоящую всемирную славу Карлу Фаберже принесли пасхальные яйца. Внутри каждого «золотого яичка», ювелирной «писанки», усыпанной бриллиантами и другими драгоценными камнями, находился сюрприз, который просто ошарашивал своей неожиданностью и превосходил по красоте «скорлупу». Часто это были эмалевые миниатюры с портретами тех, кому яйцо посвящалось. Яйца изготавливались с часами, заводными петухами, кукушками, курочками, змеями и диковинными птицами. Внутри некоторых «сюрпризов», как у матрешки, находились другие неожиданные предметы или при открывании звучала музыка.

С 1885 по 1917 годы в руках или под руководством Карла Фаберже «снеслись и вылупились» шедевры – 71 яйцо. Будучи «Поставщиком Двора Его Императорского Величества», Карл почти все пасхальные яйца создавал как подарки, предназначенные для императора Александра III и его супруги, императрицы Марии Федоровны, и позже по заказам последнего русского царя Николая II. Ни одно из яиц «Императорской коллекции» или изготовленных, например, для семьи Ротшильдов, герцогини Мальборо, Эммануэля Нобеля и Феликса Юсупова, никогда не повторялось и было уникально как по красоте, так и по техническому совершенству.

Изготовление каждого яйца занимало практически год. Авторство яйца упоминалось, но не являлось определяющим его художественную ценность, большее их количество делал не сам знаменитый ювелир. Главным было клеймо, удостоверяющее принадлежность к Дому Фаберже. Многие ювелиры, работавшие у Фаберже, владели собственными фирмами, но считали честью участвовать в исполнении таких заказов. Интересно, что для частных лиц Карлом Фаберже тайно выполнялись заказы на пасхальные яйца, которые никогда не заносились в расходные книги или документировались бы иным способом.

Пример неожиданного открытия – выставленное на продажу осенью 2007 года изделие Фаберже, названное «Яйцо Ротшильдов», которое ос­тавалось неизвестным целое столетие. По документам на фирме Фаберже было изготовлено 71 яйцо, до наших дней дошло 62. Почти все они хранятся в государственных музеях. Из «Императорской коллекции» сохранилось 46, а об остальных известно только по описаниям и фотографиям.

Считается, что только одно яйцо – «Георгиевское» – смогло покинуть большевистскую Россию вместе с его законной владелицей в 1918 году в багаже императрицы Марии Федоровны, бежавшей через Крым на свою родину, в Данию. Остальные осели в Петрограде, часть была украдена, а оставшиеся перевезены в новую столицу, в будущее Алмазное хранилище Кремля, но и там их ждала варварская сущность большевиков – по приказу Сталина 14 из них было продано, причем, как утверждают, цена некоторых составляла меньше чем 400 долларов. Чекистам специальным декретом разрешалось оставлять пять процентов реквизированного на собственные нужды, поэтому они старались первыми захватить дворцы и наиболее богатые особняки. Яркой иллюстрацией тому стал комиссар Земелс, который по приказу о судьбе имущества Карла Фаберже не имел права изымать драгоценности, но это его не смутило, и все, что ему приглянулось, прилипло к рукам и кануло в небытие.

Самым знаменитым считается яйцо Фаберже «Коронационное» в виде копии императорской кареты при коронации Николая II, изготовленное ювелирами Михаилом Перхиным и Георгом Штейном. Самым любимым яйцом императрицы Александры Федоровны было «Ландыши», также изготовленное Михаилом Перхиным. В нем выдвигались вверх три медальона с портретами императора и двух его старших дочерей – Ольги и Татьяны.

Самым большим яйцом является «Кремль». Оно представляет собой Успенский собор с заводными часами. Через окна собора виден интерьер храма. Самое загадочное произведение великого Фаберже недавно вернулось в Россию. Деревянное яйцо без намека на роскошь, проданное в 1917 году за 12 тысяч рублей, сегодня стоит несколько миллионов долларов. Потому что это последний заказ последнего русского императора к своей последней Пасхе. О нем не знали на протяжении восьмидесяти лет. А тот, кто знал, предпочитал все эти годы молчать…

Яйца изготавливались в разных художественных стилях, преимущественно в неоклассицизме, рококо и модерне. Тяжело переживая произвол новой власти, а особенно – расстрел царской семьи, Карл Фаберже в конце 1917-го перебрался в Ригу, а оттуда – в Германию, где тяжело заболел, был перевезен на лечение в Швейцарию, но в сентябре 1920 года скончался. Сыновья Карла пытались возродить дело отца в Париже, однако им это не удалось, лицензия торговой марки была продана.

В 2009 году ювелирный Дом «Фаберже» получил новую жизнь в коллекциях, создаваемых парижским ювелиром Фредериком Заави. По словам правнучки великого мастера Татьяны Фаберже, которая наблюдает за сохранением художественных традиций фирмы, Заави принадлежит к касте талантливых одиночек, создающих настоящие произведения ювелирного искусства для узкого круга очень состоятельных и весьма искушенных клиентов. Все изделия, как и прежде, создаются в единственном экземпляре и никогда не повторяются. Но как бы ни был искусен Заави или другой современный ювелир, достичь славы Карла Фаберже не удастся никому.

Картина Голова Демона

Врубель в Киеве

Апрельским утром 1884 года на привокзальную площадь Киева вышел странно одетый молодой человек: пальто с пелеринами, широкополая шляпа, бархатные штаны до колен. «Сударь, – обратился он к прохожему, – как мне найти Кирилловскую церковь?» – «Возьмите извозчика, попросите свезти вас к дому умалишенных». Михаил Врубель, а это был именно он, потом всю жизнь поминал сюжетец. И добавлял совсем по-булгаковски: «Никогда не заговаривайте с неизвестными».

Картина Голова Демона
Михаил Врубель. «Голова Демона». 1890–1891 Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Демон»

Но это все потом – демоны, безумие, ранняя смерть на руках любимой жены. А тогда 28‑летний студент петербургской Академии художеств приехал в Киев полный надежд. Любимый учитель Павел Петрович Чистяков (учивший и Репина, и Сурикова) рекомендовал его некоему профессору Прахову, руководившему в Киеве реставрационными работами. У Прахова была мечта: в древней Кирилловской церкви (XII века!) поставить иконостас в «византийском» стиле. И писать византийские «образа» должен был совсем не Репин и уж точно не местный богомаз. Нашли в Питере странного студента-переростка Врубеля. Как сказал позже Блок: «Он видел то, чего не видели другие».

Большие «образа», не вполне канонические, но полные мистической силы – по сей день в иконостасе. Любящие Киев знают, что это одна из главных его ценностей. Не любящие даже не знают, где Кирилловская находится. Всего «образов» четыре: «Богоматерь», «Христос», «Св. Афанасий» и «Св. Кирилл». Врубель начал писать их в Киеве, заканчивал… в Венеции. Прахов был ошеломлен двумя вещами: ни на что не похожим талантом студента и внезапно вспыхнувшей любовью к его жене, 32‑летней Эмилии Львовне. Трое детей, налаженный быт – а тут письма, романсы. Студент был отправлен в Венецию – заканчивать образа, «изучать старых мастеров». Через полгода вернулся. Открыли «Богоматерь» – Эмилия Львовна! Уничтожить? Уж больно талант­ливо. Да и деньги Церковного совета потрачены.

Скандал. Врубелю отказано от дома. Ночью, после разговора, изрезал себе грудь ножом, уехал на полгода в Одессу, где заканчивал гимназию. Образа попали в иконостас – хочется, простите за пафос, сказать: в вечность. Сам Врубель позже считал Кирилловскую своим лучшим «этапом», все говорил, что хотел бы вернуться к ощущению чистой светлой силы.

Там не только «образа». Врубель не мог уйти ни от древней церкви, ни от Праховых. Приехал, опять просился. Интеллигентный профессор не мог отказать. Будете в Кирилловской – обязательно поднимитесь на хоры. Там – врубелевское «Сошествие св. Духа на апостолов». Каждый раз, когда вижу, не могу устоять – падаю на какие-то стульчики. Раскаты невероятной силы – как у Скрябина в «Поэме экстаза». Время было невероятной мистической силы. Да и сам художник. Как сказал его младший современник Александр Бенуа: «Есть художники, чья жизнь – песенки. Жизнь Врубеля – дивная симфония».

С хоров хорошо виден и роскошный врубелевский «Гавриил»: может, Врубель и не совсем точно следовал канонам, но музыка, музыка всей композиции, трепетного полета Благой вести – более чем в каноне! И очень созвучна всей чистейшей архитектуре древнего храма, звучащей, как хорал. Прахов хотел истинно «византийского» художника – он его получил.

Далее был Владимирский. К 900‑летию Крещения Руси, назначенному в 1888‑м, гнали державный собор в «древнерусском» духе. Росписью руководил все тот же Прахов. Васнецов, Нестеров, Сведомский, Котарбинский – в пестром коллективе художников Врубелю не нашлось места. А рвался. Делал бесконечные эскизы, подавал в Церковный совет. Совет испуганно отстранялся, Прахов кривился. В итоге мы получили официозный, державный собор, где и музыка звучит соответствующая, а «странному» Врубелю доверили только орнаменты. Вскоре после этого и началась его история с демонами – не пустили к Богу, попал к демонам.

Днем работал для собора, по вечерам все так же ходил к Праховым. Не мог не ходить. За полчаса написал роскошную акварель, подарил Эмилии Львовне – не взяла, порвал, бросил на пол… Склеенная «Восточная сказка» – сейчас гордость Киевского музея русского искусства. Там же – знаменитая «Девочка на фоне персидского ковра». Всего-то лишь Михаил Александрович задолжали-с в местном ломбарде. Девочка – дочь хозяина, портрет – компенсация. Но какова компенсация! Знаю киевских художников, которые едут через весь город, чтобы посмотреть на «Девочку», когда наступает ступор. Девочка у нас как талисман.
«Я трагедию жизни превращу в грезофарс», – писал любивший Врубеля Игорь Северянин. И он же: «Так странно тихо растаял Врубель». Уехал в Москву в 1889‑м, увязавшись за итальянской наездницей. И слава Богу, что уехал – не любит Киев странных художников.

Алексей Титаренко

Михаил Булгаков

Достояние о таланте

Каждый самобытный писатель несет в себе тайну, разгадывать которую в первую очередь приходится ему самому. Как сказал однажды Томас Манн: «Талант есть способность обрести собственную судьбу». Судьба Михаила Булгакова, по его же словам, порой являлась ему в виде страшного беспощадного существа, играющего беспомощными человечками.

Михаил БулгаковОдна из старейших киевских улиц Андреевский спуск падает меж летописными горами с высот верхнего Киева на древний Подол. Когда в конце XIX столетия эта дорога интенсивно застраи­валась, каждый из домов заселялся в основном либо ремесленниками, либо торговцами, которые здесь же устраивали свои мастерские и открывали магазины.

Главными украшениями улицы до сих пор остались Андреевская церковь XVIII века – творение Б. Растрелли и романтический дом-замок, прозванный Замком Ричарда Львиное Сердце, над горой Уздыхальницей. А ниже, на совсем неудобном крутом участке, киевский архитектор И. И. Горденин поставил дом № 13. Именно в нем в 1906 году поселилась семья профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова.

Большая профессорская семья занимала второй этаж. Как позже напишет один из сыновей – «все семь пыльных и полных комнат». Домик этот не простой, а «постройки изумительной». Если подняться по горке в крохотный дворик, то второй этаж становится первым и о настоящем первом напоминает лишь искусно вырытое углубление, обнесенное оградкой и обложенное внутри кирпичом со ступеньками вниз. Сюда поселил Михаил Булгаков и героев своего любимого романа «Белая гвардия», а также пьесы по мотивам романа «Дни Турбиных».

Михаил БулгаковФамилия Турбины для Булгакова родственна: это девичья фамилия его бабушки Анфисы Ивановны. Родными были для Михаила Афанасьевича и стены этого дома. Закончив 1‑ю Киевскую гимназию, а после – медицинский факультет Киевского университета, с 1916 года он отправился работать земским врачом в село Никольское Смоленской губернии. Дальше карьера молодого доктора продолжилась в Вязьме, где он начал серьезно заниматься литературным творчеством и где его застала революция семнадцатого. Через год Михаилу Булгакову удалось окольными путями, через Москву, вернуться в родной Киев и вместе с близкими пережить гражданскую войну и бесконечные перевороты власти.

Время и судьба немилосердно разметали дружную семью, кого-то разлучив, кому-то урезав жизненные сроки. Вторую половину жизни писатель провел в основном в Москве, там же написал свои знаменитые «Театральный роман», «Жизнь господина де Мольера», «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита», «Иван Васильевич» и еще множество романов, пьес, рассказов. Большинство произведений несет в себе отражение судьбы автора, включая перипетии и странности в отношениях с верхушкой советской власти, соратниками по перу, возлюбленными, ведь он был трижды женат, и даже с Высшими Силами: выходец из религиозной семьи испытывал душевные терзания, подозревая себя в склонности к атеизму…

В Киев Михаил Афанасьевич Булгаков больше не вернулся. Так получилось, что с легкой руки другого замечательного киевлянина писателя Виктора Некрасова, опубликовавшего в журнале «Новый мир» № 8 за 1967 год очерк «Дом Турбиных», дом № 13 называют не по фамилии писателя, а по фамилии «живших» здесь его героев. С тех пор он стал современной легендой Андреевского спуска.

Мемориальная доска на доме была установлена в феврале 1986‑го, а через год было принято решение о создании музея М. А. Булгакова как филиала музея истории города. Памятуя о том, что дом на Андреевском спуске – это главный экспонат будущего музея, заведующая научно-исследовательским сектором К. Н. Питоева-Лидер разработала концепцию «Дома Турбиных», по которой в нем параллельно «сосуществуют» рожденные фантазией автора Турбины и реально жившие в нем Булгаковы.

А по замыслу основателя и первого директора музея Анатолия Кончаковского, все вещи Турбиных выкрашены в ирреальный белый цвет: белые шинели, белая гитара, белый самовар… Подлинные же булгаковские предметы представлены в натуральном виде. В романе квартира Турбиных описана в соответствии с расположением комнат в квартире Булгаковых. Но восстановить их в первоначальном виде оказалось непросто. Михаил Афа­насьевич покинул родные стены в девятнадцатом, а через три года дом оставили последние из живших в нем Булгаковых. Строение № 13 по Андреевскому спуску было передано ЖЭКу. Появились новые жильцы, которые делили комнаты под коммунальные квартиры, ломая старые и возводя новые перегородки, изменяя до неузнаваемости планировку. Люди обустраивали свой быт, в ходе чего исчезли почти вся мебель и прочие предметы обихода, принадлежавшие семье Булгаковых.

Михаил БулгаковНесмотря на это, нельзя было допустить и мысли о применении в будущей экспозиции типологии, как это принято во многих мемориальных музеях. Только подлинные вещи Булгаковых и только научная реконструкция здания по сохранившимся документам из частных собраний и государственных архивов города. Так начались поиски будущих экспонатов и – одновременно – реставрационные работы. Автор проекта архитектор И. М. Малакова блестяще справилась со сложнейшей задачей. Работы велись в предельно сжатые сроки, при постоянном дефиците строительных материалов и квалифицированных рабочих рук – в стране полным ходом шла другая «перестройка». Сам дом крайне обветшал, был в аварийном состоянии: все рушилось на глазах, полы и перекрытия прогнили, с потолков обваливалась штукатурка… Но удалось сохранить печные изразцы, паркет в двух комнатах, там где он был при прежних хозяевах, часть парадной лестницы, двери, оконные и дверные ручки. Главное – остались нетронутыми фундамент и стены дома, а изначальную планировку удалось восстановить.

Узнав о том, что в Киеве создается музей Булгакова, родные и близкие писателя решили передать в него семейные реликвии – все, что так или иначе было связано с именем великого Мастера, поделились воспоминаниями о нем. Откликнулись и меценаты, и энтузиасты, благодаря средствам и бескорыстию которых идея создания музея стала реальной. 15 мая 1991 года, в день 100‑летнего юбилея Михаила Афанасьевича Булгакова, «Дом Турбиных» распахнул свои двери.

И все было бы счастье, когда бы пресловутый «человеческий фактор» не становился так легко и вдруг подвержен теневой стороне своей сути. Когда и неудобная в строительном смысле улица становится лакомым куском, объектом наживы, а потому – камнем преткновения… Горше всего, что тень эта всегда прикрывается знаменем «борьбы за всеобщее благо».

Франц Кафка

Кафка – «абсурдное» достояние Праги

Кто они, без меры обсуждаемые и – часто – осуждаемые: все эти Малевичи, Шнитке, Тарковские, Кафки и прочие, и прочие?.. Не понять. Какими завихрениями полнились их головы, какие страсти кипели в их душах, какими комплексами наградила их судьба? И почему они, такие непонятные и неразгаданные, все равно признаны достояниями? И не просто определенного века или государства, а вне времени и границ.

Франц КафкаПрага – терракота черепичных крыш, сероватый беж оштукатуренных стен, свежая зелень только месяц тому распустившихся деревьев, темно-серые булыжники мостовой… Палитра, возможно, не роскошная, но идеального сочетания. И всюду – Кафка. Зачем несколько тяжеловесной в своей добротности, прославленной своей историей и достояниями «золотой» чешской столице это «знамя Личности» нервного покроя, вышитое Смятением узорами страха? Мода? Запоздалая любовь? Немецкоговорящий еврей чешского происхождения – это, по определению, уже судьба, в противном случае – приговор. Не смертный, не условный – к написанию «Превращения», «Замка», «Процесса» и всего остального. Но особенно редко упоминаемого «Письма отцу». Глубоко личностного, многое проясняющего, высокохудожественного «не произведения» от любящего сына деспоту-родителю. Увы, адресатом не прочитано.

Франц Кафка родился и большую часть жизни жил в Праге – не просто жил, а «пророс» в ее старые стены и мостовые, так же как Прага «проросла» в его сердце, мозг, душу. Его Старе Място, его Карлов мост, его площади, улочки, по которым он ходил, так же как ходят сегодня здешние жители и многочисленные приезжие. Вот – школа. Совсем рядом с родительским домом. В ней он учился – такой примерный, тихий, замкнутый мальчик, ушедший в себя, полный противоречий и боли, уже в детстве очень одинокий в большой и внешне вполне дружной семье, зажиточной, успешной, заботливой, но никогда не понимавшей своего тонко чувствующего, гиперчувствительного сына…

Любил ли Франц Кафка Прагу? Несмотря на все сомнения, высказанные литераторами, изучавшими его творчество, думается, да, любил. Ибо только настоящая страсть так молниеносно может из любви превращаться в ненависть, но уже в следующую секунду снова становиться любовью. Только настоящая любовь так похожа на заключение, из которого сбегаешь только затем, чтобы вернуться вновь. Любила ли Прага Кафку? Может, если бы любила, он бы не так страдал? Но, если бы не любила, наверное, страдал бы еще больше.

Много лет Кафка целенаправленно уходил из мира людей. Животный мир, рожденный его пером, – это лишь внешнее, самое упрощенное представление о том, что он чувствовал. Где он обитал на самом деле в то время, когда боролся с бессонницей в своей квартирке или просиживал в конторе, не сможет понять, наверное, никто. Он был несчастен из-за постылой работы: служба отвлекала от творчества, забирая лучшие дневные часы, в которые могли бы появляться на свет шедевры.

Он был несчастен из-за хрупкого здоровья. При росте 1,82 метра весил 55 килограмм. Организм плохо принимал пищу, желудок постоянно болел. Постепенно усугублялась бессонница, расшатывая и без того слабую нервную систему.
Он был несчастен в личной жизни. Несколько раз влюблялся, но так ни разу и не смог соединиться ни с одной из своих избранниц…

Если отбросить мистицизм и кабалистику в произведениях Кафки, можно понять, что он, переступив порог человеческого восприятия, узнал о человеке нечто такое, что способно было бы помочь каж­дому осознать существование собственного «я» и, приложив некие усилия, соответствующим образом построить свою жизнь. Хотя нельзя забывать, что в творчестве Кафки очень силен сюрреализм и что он был предтечей крайнего модернизма, в том числе абстракционизма, оказав огромное влияние и на американцев 30‑х, и на послевоенное поколение художников слова всей Европы. Именно так: сперва Америка, а уж после Европа. Но и та, и другая – исключительно благодаря ближайшему другу писателя Максу Броду, который воспротивился посмертной воле Франца и не сжег его литературное наследие, как это было оговорено в завещании писателя.

ПрагаСлед Кафки в литературе и искусстве XX века вообще прослеживается очень четко и передается эстафетно: иногда даже простой
обыватель, о Кафке знать не зная, впитывает его идеи, мысли и дух, читая романы и лицезрея произведения тех, кто был к эпохе Кафки приобщен. Как там у Мандельштама – «Век мой, зверь мой…»?

…Сначала облака заходили, после тучи плотно сомк­нулись – и вот он дождь, готов. Вода во Влтаве потемнела, словно в омуте. Стала холодно-сизой. Джаз-банд на Карловом мосту заторопился, собираясь. Почему-то запахло плесенью. По брусчатке потекли ручейки. Пришлось заскочить в кабачок с заранее предполагаемым названием «Кафка». Помнится, раньше он именовался «Злата уличка»…

Кажется, и без смертного приговора «Процесса», зато медленно и уверенно увязая в глубоком снегу «Замка», окружающая жизнь все больше напоминает «Превращение»: будущего – в прошлое, привязанности – в отвращение, логики – в абсурд, любви – в страх. Ведь именно об этом кричат словесные хитросплетения Франца Кафки…

P. S. Конечно, чего там греха таить, хотелось бы стать вдруг классным новеллистом – Набоковым, Нагибиным… не говоря уже о Чехове. Чтобы суметь «легким росчерком пера» донести до всех и каждого смысл гения и суть его души, пояснить загадку нестандартных и заковыристых «продуктов», им выдаваемых. Хотя никому из гениев, даже признанных «мировыми достояниями», не удастся разбудить к работе спящий ум, а тем более спящее сердце, особенно если они сами того не желают: от непонятного ведь легче отмахнуться. И, посетив Злату Прагу, не заморачиваться особо, а просто покушать кнедликов, попить пивка и купить футболку с портретом Франца Кафки: в мире абсурда вполне достаточно казаться и уж совсем не обязательно быть.

Святые Горы

Чудо на берегу Донца

Здешние монахи считают, что основателями пустынножительства в Святых Горах стали выходцы из Киево‑Печерской лавры, бежавшие от нашествия монголо-татар в донецкие степи в середине XIII века. Однако самое первое письменное упоминание о местности Святые Горы в качестве южного сторожевого поста Российского государства относится к 1526 году.

Святые ГорыО тех далеких временах напоминают пещерные ­сооружения, сохранившиеся до нашего времени: часовня, две усыпальницы, находящиеся на разных ярусах, пещерный храм Рождества Иоанна Предтечи, храм святителя Николая на скале, подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Киево‑Печерских, монашеские кельи внутри меловой скалы.

По древнему преданию «Святое место», что неподалеку от Святогорского монастыря, закрытое с трех сторон неприступными отвесными горами и густым лесом, было также и крепостью. Время стерло следы пушечной батареи, но в Святогорском Синодике упоминается о ратных деяниях монаха-пушкаря Иакова. Другими свидетельствами того смутного и кровопролитного времени, когда обитель подвергалась частым татарским разграб­лениям, являются грамоты Святогорских настоятелей, обращавшихся в трудные для монастыря минуты за помощью к власть предержащим.

Большинство же письмен повествуют о том, что во все времена монахи жили своими трудами: возделывали огороды, шили обувь и одежду, вели строительство, писали иконы. Главным источником доходов монастыря в древности был перевоз через реку, который находился в монастырских урочищах выше Святогорской обители, носил название Великий перевоз и был, по существу, единственной переправой через Северский Донец в этих краях. Им пользовались не только промысловики, охотники, солевары, но даже и послы иностранных государств, из-за чего и проходившая здесь дорога носила название Посольский шлях.

В XVIII веке уменьшилась опасность со стороны татар, но обитель постигло другое бедствие – моровая язва, которая принесла опустошения не менее значительные, чем татарские набеги. Однако несравнимо тяжким испытанием стало упразднение монастыря в 1787 году по указу императрицы Екатерины II. Известно, сколь государыня всея Руси не жаловала Украину, уничижительно именовавшуюся тогда Малороссией. Принадлежавшие монастырю деревни, земли и угодья были отобраны в казну, а три года спустя новым владельцем Святогорья стал фаворит любве­обильной царицы – Григорий Потемкин, князь Таврический.

Через долгих 57 лет, уже по указу другого императора – Николая I, Святогорский монастырь был восстановлен во владениях и правах. И в следующие более чем полвека святая обитель воистину ожила и окрепла, словно по особому Божьему благословению. Число населявших ее достигло 700 человек. Вместо ветхих строений были заново возведены корпуса: иеромонашеский, просфорнический, казначейский, настоятельский. На южном склоне Святых Гор обустроили так называемый экономический хутор, на котором находились монастырское хозяйство, больница с церковью и пасека. В самой обители было заведено множество мастерских: столярная, слесарная, малярная, кузнечная, портняжная, сапожная, иконописная и другие.

В монастыре работала и собственная студия, которой заведовал основательно знавший искусство фотографии монах Тимон. Многие его снимки, сделанные в то время, сохранились доныне и поражают своим качеством даже современных фотографов.
В окрестных селах монастырем были открыты школы, в которых преподавали грамоту, церковное пение и прикладное искусство. Число учеников превышало 300 человек. Монастырь всегда привечал богомольцев и странствующих любого сословия, давал пристанище, кормил и поил бесплатно. Обычаи и порядки тут были таковы, что среди местного населения ходила поговорка: «Хорошо, как в Святых Горах».

В августе 1861 года Святогорская пустынь торжественно принимала императора Александра II с императрицей Марией Александровной и их детьми. Государь с семейством посетил несколько храмов и пещеры, а также вручил отцу-настоятелю золотой крест, украшенный алмазами и изумрудами.

Во время Первой мировой войны, будучи одним из крупнейших и обеспеченных в епархии, Святогорский монастырь оказывал помощь раненым воинам и беженцам. Некоторые иеромонахи несли службу полковыми священниками в армии и на флоте. Октябрьская революция и становление советской власти трагично отозвались на дальнейшей судьбе Святогорского монастыря, разграбление которого началось уже с января 1918 года. Религиозность и послушание перестали быть достоянием, равно как иконы и царские дары, традиции и историческое наследие. Что-то обрекалось на уничтожение, иное нивелировалось до предметов купли-продажи. Уже следующей весной в монастыре была размещена детская колония, а окончательное вытеснение монашеской общины завершилось в течение трех лет полной ликвидацией монастыря, вместо которого был образован дом отдыха для трудящихся Донбасса.

Были сбиты главы с церквей, изуродованы росписи, нарушена целостность архитектуры, разграблены церковная утварь и драгоценности из монастырской казны. Соборный храм перестроили под кинотеатр, а церковь Покрова Божией Матери – под водолечебницу. Позже некоторые церкви и постройки были разрушены до основания, в одном подземном храме устроено овощехранилище, просуществовавшее до 1986 года, а в другом организован музей антирелигиозной пропаганды, экспонаты которого необъяснимо и бесследно исчезли во время Великой Отечественной войны.

Один из перенесших гонения монахов, иеродиакон Авраамий, с 1913 года вел личный дневник, куда заносил исторические события и свои размышления о происходящем. Часть этого дневника сохранилась до наших дней и находится в архиве Святогорского монастыря. И страшно, и горько перечесть о равных по своему безобразию бесчинствах как фашистских захватчиков, так и наших соотечественников.

Лишь в 1992 году была вновь открыта Святогорская оби­тель. С тех пор и по сей день здесь восстанавливаются храмы, возводятся новые постройки. Благодаря помощи благотворителей в 1997 году в обители вновь зазвонили колокола, сегодня их на большой колокольне 17. Самый тяжелый, названный Игуменским, весит более 6 тонн. Собор украсился резным пятиярусным иконостасом с иконами, писанными на золоте, и двенадцатью вызолоченными паникадилами…

В конце 2003 года Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория им. Артема жилые и хозяйственные строения. 9 марта 2004 года Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о присвоении монастырю статуса лавры. Таким образом, Святогорский монастырь стал третьей в Украине лаврой (после Киево‑Печерской и Почаевской).

Столетиями неустанно катит Северский Донец свои быстрые воды, в которых отражаются поросшие дивными лесами Святые горы. Как и в далекие времена, день в лавре начинается чтением утренних молитв. После чего монахи, которых теперь уже более ста человек, приступают к послушаниям. Экскурсии по территории монастыря – тоже в их ведении. А для этого мало быть просто образованным человеком, необходимо обладать поистине энциклопедическими знаниями, ведь обитель посещают не только туристы и паломники, здесь бывают ученые, деятели культуры, иностранные делегации. Но, как показывает история, в еще большей степени требуется обладание столь редкостными в наше время достояниями: терпением, милосердием и великодушием.

Эрманно Даэлли

Ermanno Scervino – мода третьего тысячелетия

Стиль Ermanno Scervino пришелся по вкусу не только экспрессивным итальянкам. Во всем мире эту марку обожают за неуемную страсть к дорогим материалам, безупречный крой и меха. Сегодня, после почти пятидесятилетней деятельности дизайнера Эрманно Даэлли, можно уверенно сказать: Ermanno Scervino безоговорочно правит бал моды и пользуется огромным успехом.

Эрманно Даэлли
Главный дизайнер Дома моды Ermanno Scervino Эрманно Даэлли

Юноша из Милана по имени Эрманно Даэлли обожал смотреть старинные фильмы: его привлекала красота итальянских актрис, завораживала магия кино, и именно тогда у него появилась мечта – одевать кинозвезд. В 70‑х годах прошлого столетия он открыл бутики одежды и аксессуаров во Флоренции и Кортина-д’Ампеццо. Именно в его бело-крас­ных пуховичках, набитых гусиным пухом, декорированных мехом степной лисы и с кожаными вставками ручной работы, щеголяли спортсмены России на зимней Олимпиаде в Турине.

В 1985 году Эрманно представил коллекцию сумок, ремней и обуви, в которой смешались англо-саксонские традиции и этнические мотивы разных стран. Эти работы Даэлли вызвали огромный интерес, поэтому его изделия успешно продавались в самых известных бутиках Италии и украшали витрины лучших магазинов мира.

С 1990‑го Эрманно начал создание женских и мужских линий одежды, но собственно марка Ermanno Scervino появилась в 1997 году, после исторической встречи двух ­единомышленников – Эрманно Даэлли и Тони Шервино. Эрманно продолжил успешно создавать свои коллекции, а финансовыми делами, способствуя процветанию модного Дома, занялся талантливый менеджер Тони Шервино.

Эрманно Даэлли всегда одевает женщину элегантно и свежо, классически, но очень молодо

Благодаря отточенному мастерству, чувству кроя и любви ко всему роскошно-шикарному дизайнер быстро завоевал признание на мировых подиумах и стал своеобразным ориентиром в мире итальянской моды. Уникальностью коллекций Ermanno Scervino является ручная работа с дорогими мехами и кожей особой выделки.

В 1999 году запущена линия Ermanno Scervino Woman, в которой сочетаются комфорт и дух рос­кошной чувственности, без чего маэстро не мыслит современную женщину. Утонченность силуэта, кружево вечерних платьев, атлас и бархат, оголенность плеч, согретых волшебством норковых и собольих палантинов.

Позже, в 2002‑м, запускается линия Ermanno Scervino Man – «игра» в современную классику, рожденная новыми идеями. Дизайнер превращает «ненавистную» зиму в красивую веселую забаву. Джинсы, расшитые узорами, и сорочки в аппликациях, всепоглощающий уют шерсти, овчины, твида, отделка бархатом и «заплатами» из кожи бизона. «Мужчины» Ermanno Scervino – путешественники, но далеки от образа нечесаных паломников, они ярки и модны. В 2007 году весь цикл производства Ermanno Scervino сосредоточился в городе Грассина.

В 2008-м в Милане был открыт шоу-рум Ermanno Scervino. Сегодня под брендом Ermanno Scervino выпускается мужская, женская и молодежная линии одежды, а также аксессуары и нижнее белье. Наряды Ermanno Scervino всегда на острие моды, элегантны, необычайно комфортны, неповторимы и обладают превосходным качеством. Они относятся к классу pret-a‑porter de luxe, однако по качеству исполнения чрезвычайно близки к миру haute couture. Модельеры смело экспериментируют с цветовой палитрой и фактурой тканей, придерживаясь при этом безупречности кроя и универсальности.

Образ мужчины Ermanno Scervino – франт с нарочитой легкой небрежностью

Новая женская коллекция одежды от Ermanno Scervino «весна-лето – 2012» называется «Путешествие через Индию». Гармоничное смешение спортивного стиля с национальными признаками в одежде Раджастана привело к удивительному результату, соединив противоположности: высокую моду и спорт, индийские мотивы и вестерн, четкую конструкцию кроя и неожиданные драпировки.

Вальтер Ланге

Беспредельное Совершенство

Часы A. Lange & Sohne – единственные в мире, которые рождаются дважды: после того как собранный механизм начинает безупречно работать, его полностью разбирают, проверяют все детали, смазывают, а затем следует повторная, окончательная сборка. Видимо, только так в часовом искусстве можно получить настоящий шедевр ­качества и красоты.

Вальтер Ланге
Вальтер Ланге, основатель часовой компании Lange Uhren GmbH

История мануфактуры A. Lange & Sohne начиналась с заложения основ прецизионной механики в Германии. Король Саксонии XVII века Август, прозванный Сильным, преобразовал Дрезден в могучий центр европейской культуры и стал основоположником коллекции научных и измерительных приборов.

Часовщиком королевского двора тогда был некто Иоганн Гюткес, а в его учениках ходил юноша Фердинанд Ланге. Вдвоем они смастерили оригинальные часы, ставшие впоследствии в один ряд с наиболее известными часовыми устройствами в мире, – это часы в зале Дрезденской оперы.

Молодой Ланге, заинтересовавшийся часовым искусством, отправился совершенствовать свое мастерство сначала во Францию, а затем в Англию и Швейцарию. Узнавая повсюду все новое, что появлялось в часовом деле, он с немецкой педантичностью записывал эти сведения. Сегодня дневник Фердинанда А. Ланге почитается сокровищем и бережно хранится в музее A. Lange & Sohne. Вернувшись на родину, Фердинанд решил организовать свою фирму. Для этого он избрал ничем не примечательный город Гласхютте, куда вела единственная дорога, которую почтовая карета из Дрездена преодолевала за 7 часов. Большинство населения бедствовало – серебряные рудники истощились, что и привело к безработице.

A. Lange & Sоhne, часы Lange 31A. Lange & Sоhne, часы Lange 31
Механизм: калибр L034,1, завод ключом, запас хода 31 день
Функции: часы, минуты, секунды, дата, запас хода
Корпус: диаметр 45,9 мм, розовое золото 18 К
Ремешок: кожа крокодила

Но Ланге, зная, что жители этих мест отличаются упорством, трудолюбием и изобретательностью, решил, с одной стороны, дать им работу, а с другой – использовать их ценные качества, столь необходимые именно в часовом производстве.
Бывают планы на первый взгляд совершенно неосуществимые, однако есть люди, которых это не обескураживает,
а наоборот – утверждает в решимости следовать избранным путем. Таковым и был Ланге, неуклонно идущий к своей цели – производству лучших в мире карманных часов. Рубиновые камни в золотых шатонах, стрелки и винты вороненой стали, тонкая отделка каждой детали и роспись на них – признаки, которые делали карманные часы A. Lange & Sohne особенными.

Фердинанд Адольф Ланге рано ушел из жизни, но успел передать дело в надежные руки – своим сыновьям. Репутация марки A. Lange & Sohne достигла всемирной известности перед войной, когда Рихард Ланге, проявив незаурядную техническую изобретательность и талант предпринимателя, стал изготавливать и поставлять сверхточные хронометры по всему миру.
К сожалению, история – дама переменчивая. Вторая мировая пришла и в Гласхютте. Вначале русские бомбардировщики проутюжили город, где в то время стояла фашистская танковая дивизия. Заодно с танками запылали и корпуса часовой фабрики.

А затем в истории A. Lange & Sohne началось невообразимое. После Второй мировой войны побежденная Германия была поделена на Восточную и Западную. Мануфактура A. Lange & Sohne оказалась в ГДР, в ее жалких, кое-как восстановленных цехах снова стало возможным делать часы, но произошла вторая жуткая по масштабам «бомбардировка» – политическая.

Несмотря на то что ни один из трех совладельцев фирмы не принадлежал к нацистской организации и на A. Lange & Sohne в течение военных лет производились только часы, в марте 1946 года согласно приказу, по которому имущество военных и нацистских преступников подлежало конфискации, A. Lange & Sohne поэтапно национализировали, распродали, разворовали и уничтожили как «отвратительный» пример частной собственности. Руководство «стенами», оставшимися от фабрики, переходит к Свободной Немецкой Федерации Профсоюзов (СНФП). Один из членов семьи Ланге – Вальтер, работавший в то время в ремонтном цехе, отказывается вступить в члены СНФП, в результате чего его принудительно ссылают на работы в урановые рудники, но ему удается бежать на Запад. Родителям милостиво разрешают остаться в их родовом доме, однако в 1953‑м и их арестовывают.

После 1976 года ГДР наконец прекратила преследование людей, которые вынуждены были покинуть родину. Посещение Гласхютте Вальтером Ланге, который жил в западногерманском Пфорцхайме, стало похоже на скрытый народный праздник. Шепотом люди передавали друг другу: «Вальтер вернулся!». Они были уверены, что он обязательно возродит часовую фабрику.

Однако это стало возможным только после падения Берлинской стены. Братья Фердинанд и Вальтер Ланге решили воссоздать отцовское предприятие в Пфорцхайме и Гласхютте, которые славятся высоким уровнем развития часового и ювелирного мастерства. Осенью 1989 года в Гласхютте снова пришел праздник! Теперь уже громко люди восклицают: «Господин Ланге возвращается!». К нему приходят сыновья и дочери бывших работников предприятия и приносят с собой в картонных коробочках спасенные механические детали, сделанные их отцами, – просьбы взять их на работу следуют одна за другой.

В 1998‑м в Гласхютте завершилось строительство нового здания мануфактуры. И в том же году в отстроенном корпусе старой фабрики открыли часовую школу A. Lange & Sohne. На создание новых «первых» часов – Lange 1 – Вальтер Ланге потратил пять лет. Ему помогли инженеры и дизайнеры швейцарской компании IWC. Но правнук основателя A. Lange & Sohne, выражая искреннюю благодарность своим швейцарским коллегам, вместе с тем сказал, что главной его целью является возрождение немецкого часового стиля, который кардинально отличается от швейцарского. Узнаваемыми часы A. Lange & Sohne делает большое окошко указателя даты, что напоминает о часах в Дрезденской опере, сделанных в 1842 году Иоганном Гюткесом и Фердинандом Ланге.

В 2000 году компания вошла в Richmont Group, в составе которой только легендарные мануфактуры и ювелирные дома.
Таким образом, «Ланге-эйфория» длится десятилетиями, страстное увлечение возрожденной маркой охватило не только коллекционеров, но и целые слои общества, решившего наконец-то позволить себе совершенно особые и, что греха таить, одни из самых дорогих часов в мире.

Виктория Федорина

Эпоха конструктивизма

Виктория Федорина, главный редактор журнала Forbes Woman и мама троих детей, восхищается героинями своего журнала и считает украинских женщин главным достоянием страны. «Они сильные и красивые люди, с ними интересно знакомиться, необыкновенно интересно общаться, невыразимо приятно писать о них».

Виктория ФедоринаЖенщины напоминают мне огромные здания, от сложности которых захватывает дух. Вот огромный этаж – до работы. В этой части – покормить завтраком, собраться, собрать, хорошо выглядеть, отдать распоряжения по хозяйству и прочее организационное. Иногда еще до начала рабочего дня переполняющие женщину заботы поднимаются выше ватерлинии.

На этаже под названием «после работы» обитают любовь, обязательства, привязанность, чувство долга, наличие или отсутствие детей, приятели и подруги. Это блок не рабочей, но еще и не вполне личной жизни. Центральные этажи под названием «работа» оставим за скобками этого рассуждения.

Далее добавим этажи «для души». На них – желание быть красивой, следить за тем, чтобы все были здоровы, чтобы все были одеты по сезону и размеру, выходные всегда удавались (а значит, планировались). Тут же другие жизненно необходимые вещи – почитать, посмотреть, послушать (новую книгу, спектакль, выставку, пластинку, оперу).

Замечу: все это время мы говорим об одной и той же женщине. Бывает, грандиозная башня обрушивается из-за непрочности нижних этажей. Фатальной может оказаться любая мелочь, вроде стрелки на чулке. При всей широте души и силе характера женские плечи остаются хрупкими.

Промахов и ошибок женщины не прощают не только другим – себе. Судят женщины беспощадно и строго. Как-то я стала свидетелем девичьего разговора о том, что вот женщины часто говорят, что хотят сделать нечто (получить MBA,
высокий пост, родить ребенка, сменить работу…), но как только появляется шанс это нечто воплотить, тут же находятся всевозможные отговорки.

Я уверена, не проявление лени и не боязнь перейти от слов к делу. Ну не могут абсолютно все женщины бояться получить второе высшее, отправиться путешествовать, добиться новых высот и знаний… Перед нами обычная проблема выбора. У строителя просто нет сил и ресурсов достроить еще один этаж.

Быть может, главную роль в этом играет и женское умение расставить приоритеты. Определить, что сейчас важнее: ­карьера, семья, дом или самореализация. За умением расставить приоритеты стоит чувство ответственности – за себя и других. На самом деле конструкция «женщина» при всей немыслимой своей сложности устойчива и надежна. Хочется пожелать ей совсем не стойкости, нет. Согласия всех составляющих. Когда и работа, и дом, и решение домашних заданий по математике, и любовь, и отличные показатели компании, и отношения с подчиненными, и даже маникюр – вовремя. И блок с возможностями, пока скрытыми: возможность уехать за вторым высшим, выучить испанский, научиться танцевать сальсу или взять необходимые три дня отпуска – непременно впишутся в замысел архитектора.

Маша Цуканова

Предметы гордости

C тех пор многое изменилось. Украина в глазах европейцев уже не столько Чернобыль, сколько Кличко и Тимошенко. Дальше – лучше. От спорта и политики мы понемногу продвигаемся в сторону красоты и добра: для многих Украина приобретает привлекательность Ольги Куриленко и важность футбольного чемпионата Европы. А самое главное, что вслед за европейцами мы и сами начинаем верить, что представляем собой что-то хорошее.

Маша Цуканова20 лет назад словосочетание «украинская культура» означало вышиванки, гопак и стихи Тараса Шевченко, которого школьные учителя надрывно называли гением, но никто так и не понял, за что именно. Сегодня «украинская культура» под­разумевает целую прорву понятий: от «95 квартала», «Океана Эльзы» и Веры Брежневой до Леся Подервянского, Романа Виктюка и даже Бориса Апреля – хотя и казаков с вышиванками тоже никто не отменял. Я чувствую себя самой гордой девушкой на свете, когда в витринах французских книжных магазинов вижу переводы Андрея Куркова, а на сборниках актуальной меж­дународной музыки – песни «Бумбокса». Ей-богу, достояние Украины – не борщ, который с годами становится только хуже от генно-модифицированных мяса и свеклы, а талантливые ребята, реализовывающие свой талант наперекор обстоятельствам.

Удивительно, что нам сложно узнать собственных героев без западной помощи. Мы заглядываем в Европу, как в зеркало: если понравилось там, то, так уж и быть, будем гордиться и сами. Украинский глянец заметил талант Федора Возианова, когда его платья напечатал итальянский Vogue. Андрей Шевченко стал национальным героем, прославив футбольный клуб Милана. Даже безусловные красавицы вроде Снежаны Онопко становятся желанными гостьями на званых ужинах Киева только после того, как покрасуются на парижских рекламных щитах. Ну и ладно – уж лучше признать их так, задним числом, чем вообще никак. Главное, что таланты есть, их с каждым годом все больше, и – что еще важнее – все больше людей, готовых их искать и в них верить.

Ленивые и нелюбопытные знакомые любят повторять, что в Украине ничего хорошего нет. В ответ я снимаю сапог и показываю свои носки – в многоцветную полоску смешных, контрастных, но создающих неожиданную гармонию оттенков. По качеству и дизайну они дадут фору любому Полу Смиту. И они сделаны в Украине. Если уж добрый украинский гений дошел до такой мелочи, как носки, то в более существенных сферах уж точно есть свои герои. Надо только не лениться их искать.

Статуи Бенвенуто Челлини

Ювелир с убийственной репутацией

В эпоху Возрождения люди ценили себя очень высоко. И это не было гордыней или тщеславием. Гуманизм той поры доказывал, что человек в своих чувствах, в своих мыслях, в своих верованиях не подлежит никакой опеке, что над ним не должно быть чужой воли, мешающей ему думать и поступать, как хочется. На закате Средних веков и на заре Возрождения сначала Данте, а потом Петрарка и Боккаччо начали прославлять художников, уравнивая их с выдающимися государственными и военными деятелями. Один из них, который прославил себя сам, – Бенвенуто Челлини.

Статуи Бенвенуто ЧеллиниВыдающийся итальянский скульптор, ювелир, живописец, писатель, воин и музыкант эпохи Позднего Ренессанса (Чинквеченто) написал автобиографическую книгу «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции». Ставшая шедевром, она является одним из самых замечательных произведений литературы XVI века. Таких книг не писали до Челлини. И – справедливости ради стоит сказать – не писали и после.

Стендаль, неоднократно перечитывавший ее и высоко ценивший за правдивость, считал книгу самым достоверным свидетельством нравов той эпохи. Мемуары Бенвенуто Челлини написаны от первого лица, ярким разговорным языком. По его мнению, каждый человек, совершивший нечто доблестное, обязан поведать о себе миру, но приступать к этому благому делу следует только после сорока лет.

Место Челлини в истории искусств определяется, прежде всего, работами в области скульптуры. Его творчество оказало влияние на развитие маньеризма (ранняя стадия стиля ­барокко), когда стала заметной утрата ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком. Как человек Бенвенуто Челлини обладал взрывным неконтролируемым темпераментом, был нечист на руку, скор на расправу и несдержан на язык.

Вся его жизнь – сплошная череда убийств, тюрем, побегов из одной страны в другую, и все это оправдывалось отстаиванием своей художнической независимости. Челлини ненавидел какое-либо давление на себя и в книге приводит пример взаимоотношений с великим флорентийским меценатом герцогом Козимо Медичи, у которого он служил придворным ювелиром: «Жестокий самодур и тиран, Козимо решил украсить хоры церкви Санта-Мария-дель-Фьоре бронзовыми барельефами и поручил эту работу мне, но я по творческим соображениям никак не хотел за нее браться. Однако, зная крутой нрав государя, решил прибегнуть к дипломатии и каждый раз вежливо говорил, что сделаю все, что мне прикажет его высокая светлость, но так и не взялся за заказ».

Когда Челлини получал указки сверху, он совсем бросал работу. Будучи выше всякой меры сластолюбив, и большой охотник до женщин, он днями пропадал в их обществе. Когда Козимо велел запереть «блудливого кота» в мастерской, Челлини разрезал простыни, свил из них веревки и удрал через окно снова к своим подругам. Но стоило герцогу проявить мудрость и сказать Челлини, что он может работать, когда ему захочется, тот тут же с остервенением принялся выполнять его заказы.

Лучшее в книге – люди, замечательные зарисовки их характеров. Тут и римский папа с его «свиным глазом», и Джорджо Вазари, и простолюдин Паголо Миччери, который был учеником Челлини. Однажды Паголо вступил в связь с натурщицей Катериной, Челлини жестоко избил потаскушку до синяков, хотя она нужна была для работы. Изменника-ученика Бенвенуто заставил жениться на этой французской шлюхе, а затем каждый день вызывал ее к себе, чтобы рисовать и лепить, а заодно предавался с ней плотским утехам в отместку мужу-рогоносцу. В этом был весь Челлини.

Пускать в ход кулаки он начал с 13 лет, когда обучался ювелирному мастерству у малоизвестного ремесленника, за постоянные драки и поножовщину его не раз выгоняли из города. В более зрелом возрасте он убил нескольких ювелиров, имевших смелость критиковать его работы. Во время осады Рима Челлини был приставлен к пушкам и свершил много подвигов: меткими выстрелами убил Бурбона и ранил принца Оранского. Брат Бенвенуто скончался на его руках, получив пулю из аркебузы. Казалось бы, это обычный эпизод – на войне как на войне, но Челлини выследил убийцу и хладнокровно заколол его кинжалом.

Служа у французского короля Франциска, похитил из казны огромную сумму денег, также был обвинен в краже папских драгоценностей Ватикана. Все эти эпизоды заканчивались тюрьмой, но каждый раз он выходил на свободу – не могли монархи допустить гибели таланта, и брали его под свое крыло. Не оставляли попыток уничтожить Челлини и его недоброжелатели: подсыпали яд в еду, караулили темной ночью, но кинжал Бенвенуто оказывался проворнее.

Говоря о творчестве Бенвенуто Челлини, нужно сказать, что всю свою жизнь он обожествлял Микеланджело. У него он учился, на него ориентировался. В юности, изготавливая свои первые ювелирные изделия, он с успехом выдавал их за творения старых мастеров.

Большое влияние на ювелирные работы Челлини оказала должность начальника папского монетного двора. Первую громкую славу ему принесли медали с изображением знатных вельмож, которые, по сути, были монетами большого размера. Почти все они были переплавлены во время нескольких последующих войн.

Статуи Бенвенуто ЧеллиниС 1540 года Челлини жил при французском королевском дворе в Фонтенбло, этот период упоминается в связи с единственным дошедшим до наших времен ювелирным шедевром – большой солонкой Франциска I, хранящейся в музее Вены. О других изделиях можно судить по рассказам самого Челлини в автобиографии. О том, например, как папа заказал драгоценное украшение, в которое должен был быть вставлен прекрасный бриллиант. Все соперничающие мастера сделали различные фигуры и среди них просто для красоты вставили камень, но только Челлини пришло в голову использовать бриллиант так, чтобы ввязать его в композицию с мотивировкой: он сделал из бриллианта престол для Бога-отца.

Лучшая судьба у скульптур Челлини. Служа герцогу Козимо Медичи во Флоренции, он создал знаменитую статую Персея, держащего голову Медузы Горгоны. Это было творение столь прекрасное, что люди не уставали им восхищаться. За работу скульптор попросил у герцога десять тысяч скудо, а когда тот с большим скрипом дал всего три, начал манкировать его заказы. К другим сохранившимся шедеврам Челлини относятся бронзовый рельеф «Нимфа Фонтенбло», статуэтка «Борзая», бюст Козимо Медичи, статуи «Ганимед», «Аполлон и Гиацинт», «Нарцисс», бюст Биндо Альтовити и знаменитое «Распятие», ставшее последним значительным монументальным произведением мастера.

До нас дошла похвала итальянского живописца, архитектора и писателя Джорджо Вазари: «Челлини – непревзойденный мастер медальерного искусства, превосходящий даже древних, и величайший ювелир своего времени, а также замечательный скульптор».

Книга Бенвенуто Челлини вдохновила Александра Дюма на создание романа «Асканио», где описывается период жизни Бенвенуто Челлини во Франции под именем подмастерья Асканио и история его любви к дочери парижского прево – Коломбе. Находясь в одной из тюрем, Бенвенуто Челлини имел реальное видение (глюк, как сказали бы сегодня) – поднявшееся над стеной солнце, в середине которого находился распятый Иисус Христос, следом явилась Мария с Младенцем в виде рельефа. Такое может увидеть только воспаленный мозг художника, находящийся на грани реальности и сумасшествия. Это говорит о гениальности Челлини, что подтверждается примерами жизни других художников такого масштаба.