All Articles - Страница 39 из 219 - Журнал Platinum
Сара Бернар

Сара Бернар роли и украшения

Даже тот, кто ничего не знает о театральном искусстве второй половины XIX века и не читал ни одной пьесы Сарду, Ростана или Дюма-сына, наверняка слышал имя Сары Бернар. На протяжении всей жизни эта женщина заставляла людей восхищаться, смеяться, негодовать, приходить в восторг, но главное — говорить о ней. В течение шести десятилетий она являлась самой знаменитой актрисой Европы.

Газеты подробнейшим образом комментировали ее наряды, драгоценности и причуды. Критиков и публику пленяли ее ­изумительный голос, огромные глаза, грациозность. Правда, несколько смущала исключительная худоба, в то время считавшаяся самым страшным недостатком в женщине. В драме Виктора Гюго «Эрнани» Сара Бернар сыграла главную героиню — донью Соль. Великий автор прислал ей после спектакля письмо со словами: «Я дарю вам слезу, которую вы у меня исторгли». К посланию была приложена коробочка, в которой лежала цепочка-браслет с бриллиан­товой подвеской-каплей.

После представления пьесы Теофиля Готье «Прохожий» во дворце Тюильри император Наполеон III подарил актрисе золотую брошь с бриллиантами. Вскоре после этого в ее доме случился пожар и украшение расплавилось. Золотой слиток неправильной формы Сара бережно хранила всю жизнь.

Она умела создать себе славу не только самой талантливой, но и самой экстравагантной женщины Парижа. Например, наводнила свой дом экзотическими животными: у нее жили вараны, попугаи и даже гепард. Была в этом зверинце черепашка, чей панцирь Сара велела покрыть золотыми пластинами и инкрустировать разноцветными топазами: голубыми, розовыми и желтыми.

Сара была великой исполнительницей мелодрамы. Как писал российский знаток театра князь Сергей Волконский: «Она прекрасно владела полярностью переживаний — от ласки к горю, от счастья к ужасу, от неги к ярости. Могла передать тончайшую нюансировку чувств». Бернар никогда не старалась подражать прозаической действительно­сти. Ее игра отражала совершенно иную, театральную реальность, где эффектно поданная реплика, умение выразительно упасть в обморок или же вонзить в злодея кинжал так, чтобы в зале послышались крики ужаса, значили гораздо больше, чем скучное правдоподобие. Сара играла византийскую императрицу Теодору, итальянскую певицу Тоску, индийскую танцовщицу Джамму. После пятидесяти лет она отважилась на роли мальчика-подростка в пьесе Ростана «Орленок» и шекспировского Гамлета, в семьдесят — сыграла тринадцатилетнюю Джульетту.

Не довольствуясь успехом в Париже, Бернар исколесила весь свет. В Америке актриса была шокирована бесцеремонностью местных предпринимателей. Так, в городе Сент-Луисе некий ювелир предложил бесплатно обновить и почистить все ее украшения. Драгоценности были без согласия актрисы выставлены в витрине, где к ним добавили: шестнадцать пар сережек, два ожерелья, тридцать колец, лорнет в жемчугах и рубинах, золотой портсигар, маленькую курительную трубку, усыпанный бриллиантами янтарный чубук, а также очки с золотыми дужками и жемчужными наконечниками. Сара решила, что это уже слишком — ради рекламы ее «заставили» курить трубку и носить очки! Она стала высказывать претензии своему импресарио.

Но тот никак не мог понять, чего она хочет, ведь получился «такой успешный promotion»! История имела продолжение. Несколько дней спустя, при переезде акт­рисы в другой город, под днищем железнодорожного вагона, в котором она находилась, был обнаружен злоумышленник, привязанный к перегородкам между колесами. Как выяснилось, в пути он должен был отцепить вагон — конечно же, с целью ограбления.

Бандиты придумали этот план, соблазнившись рассказами о «невероятных драгоценностях мадам Бернар»!
Во время гастролей актрисы в Рио-де-Жанейро грабителям наконец повезло. Однажды ­в отеле­ после ужина, сдобренного ворами значительным количеством снотворного, Сара и ее сотрапезники уснули. Придя в себя, актриса обнаружила пропажу всех украшений, а также значительной суммы денег. По­иски были безрезультатными.

Но все, что случается — случается вовремя. Наступала эпоха модерна, давшая жизнь альтер эго утраченных украшений. Одним из любимых ювелиров великой актрисы стал Рене Лалик, создавший, в частности спе­циально для нее золотую брошь «Дракон». Тогда же началось сотрудничество Сары с художником Альфонсом Мухой. Молодой человек из моравского захолустья приехал искать счастья в Париж, где устроился к мадам Бернар в театр «Ренессанс» писать декорации и плакаты. Первая же его работа — афиша к спек­таклю «Жисмонда» — стала сенсацией. В дальнейшем художник изображал актрису в удивительных, рожденных его фантазией украшениях. Сама Бернар как-то подумала: почему бы не воплотить эти фантазии в жизнь? Она порекомендовала художника одному из самых знаменитых ювелиров того времени Жоржу Фуке. Началось необычное тройное сотрудничество: Муха придумывал украшения, Фуке их воплощал, Сара в них играла.

Афиша к спектаклю «Медея» — одно из самых знаменитых творений Мухи — изображает Сару в роли античной героини, стоящей над телами убитых ею детей. В правой руке она сжимает окровавленный кинжал. Левая — украшена удивительным браслетом в виде обвившей руку змеи, который с помощью тонкой цепочки соединен с кольцом. Украшение-новшество было названо «Розой руки». Другие произведения художника изобиловали фантастическими чудовищами, птицами, рептилиями, стрекозами. Но главенствовало всегда изображение великой актрисы. Не просто худая, а какая-то «извилистая», «ломкая», «текучая», с огромными глазами, бледным лицом, невероятно роскошной гривой волос, Сара стала идеалом эпохи модерна.

К тому времени актриса считалась чуть ли не достопримечательностью Парижа. В жизни любого ребенка из приличной семьи был день, когда его вели к первому причастию, день, когда его одевали во взрослую одежду, и день, когда его брали в театр на Сару Бернар.

Один из друзей актрисы как-то сказал: «Ее величие в том, что она никогда не знала чувства меры». Хрупкая, экстравагантная, бесконечно артистичная во всем и всегда, Сара Бернар превратила свою жизнь в бесконечную пьесу, которую интересно читать даже спустя столетие.

Екатерина Тимофеева

Когда говорят пушки, музы молчат

Освобождение — суть истина и высшее блаженство. Оказалось, что альтер эго присуще не только людям, но и странам. Жила-была одна из них и вдруг, утратив привычное, красивое и милое лицо, проявилось «вторым я» с закопченной, как в аду, рожей и с необыкновенной страстью к мазохизму и членовредительству.

Просто берет и без жалости отрывает от себя леса-реки, моря, города и деревеньки. Видя такую метаморфозу, и жители стали поступать таким же образом: сознательно лишать себя и других глаз, рук-ног и — что самое ужасное — разума. Пророческие куплеты из французской песни:

…Потоки лавы мир зальют.
Сбивая прошлого оковы,
Рабы восстанут, а затем
Мир будет изменен в основе:
Теперь ничто — мы станем всем!

…Дошли в корысти до предела
Монархи угля, рельс и руд.
Их омерзительное дело —
Лишь угнетать и грабить Труд.
Мы создаем все капиталы,
Что в сейфах подлецов лежат.
Вперед! Теперь пора настала
Свое потребовать назад!

Написал этот «современный» текст в 1871 году, после разгрома Парижской коммуны, поэт и анархист Эжен Потье. За сто пятьдесят лет мир не изменился.

Колье Carrera y Carrera

Смотрите кто пришел

Так и хочется разразиться гневным политическим памфлетом, но от злобы «анонимов» в соцсетях и милых, хорошо намакияженных девушек на экранах телевизоров, вещающих чистую «правду», уже мутит, поэтому надо делать передышки. Иначе палаты психбольниц, опус­тевшие в дни «открытых дверей», заполнятся новыми пациен­тами — ведь старых туда уже не загонишь.

Кадр из фильма «Палата №6» (Россия, 2009)
Кадр из фильма «Палата №6» (Россия, 2009)

Трудно сказать, как отразятся события в нашей стране на изменение отношения к предметам роскоши. Те, которые их не имели никогда, но уже были готовы приобщиться к рукотворным произведениям искусства, по-видимому, сильно задумались. Другие, кто обладал бриллиантами, дорогими аксессуарами и швейцарскими часами, — жалеют, что купили мало, так как наконец поняли всю несгораемую ценность таких вещей.

Ювелирное искусство в периоды вселенских пожаров еще больше греет душу, оно улыбается своим хозяевам и настаивает, что все будет хорошо. Дизайнеры и часовые мастера всего лишь на мгновение подняли голову на «горящую картинку» в телевизоре и продолжили свое любимое дело, уверенные, что мир спасет красота.

Виктория Файнблат

Для услады гедонистов

Руководитель дизайн-бюро Виктория Файнблат, создавая интерьеры, мастерски сочетает ар-деко и классику, которые делают дом изысканным и уютным.

Дизайн-бюро «Виктория Файнблат» занимается разработкой архитектурных и интерьерных проектов. Особое внимание заказчики уделяют интимной и уединенной комнате в доме — спальне. Важность уюта и комфорта в оформлении таких помещений трудно переоценить.

Виктория Файнблат воплощает гармоничные и наполненные жизнью идеи, отражающие предпочтения хозяев и веяния моды. Спальни, созданные в дизайн-бюро, всегда полны роскоши, радуют глаз утонченным вкусом и повышенным вниманием к каж­дой детали.

Услуги компании включают в себя все необходимые этапы создания интерьеров: от рождения замысла и авторского курирования ремонтно-строительных работ, до внесения завершающих штрихов в финальную композицию.

Интерьер спальни должен навевать сладкие сны

British Airways

Редкие птицы

CABI — престижный сервис

CABI Безопасность, комфорт и превосходный сервис на рынке авиаперевозок — это CABI. Девятиместные лайнеры Falcon 50 с логотипом авиа­компании на фюзеляжах в среде бизнесменов, государственных деятелей и звезд шоу-бизнеса стали любимыми «коврами-самолетами», которые быстро доставляют их в любую точку мира. Пассажирам CABI предоставляется высокий уровень обслуживания в воздухе, а перед полетом — в новом VIP-терминале Донецкого международного аэропорта с круглосуточной автостоянкой, комнатами отдыха, баром, залами для банкетов и переговоров. Роскошь и комфорт — все продумано до мельчайших деталей.

Лето с British Airways

British AirwaysBritish Airways предоставляет широкий спектр услуг, расширяет маршрутную сеть посредством новых самолетов и повышает частоту регулярных полетов на лето 2014 года начиная с 30 марта.  В составе флота British Airways появились три аэробуса А380 и четыре «Боинга-787» Dreamliner. Благодаря этому с 1 сентября 2014 года авиакомпания добавит рейсы в Вашингтон на суперсовременном А380. Самолет А380 уже осуществляет перелеты в Лос-Анджелес и Гонконг, а в феврале 2014 года отправится в Йоханнесбург. British Airways инвестирует более £5 млрд в расширение флота, внедрение новых технологий, усовершенствование пассажирских салонов и залов ожидания.

Скорость, надежность, комфорт

Aero-CharterОснованная 15 лет назад компания Aero-Charter занимает одну из лидирующих позиций на рынке авиа­ционных перевозок Украины. Динамичное развитие и расширение спектра услуг позволило ей завоевать репутацию надежного делового партнера. Aero-Charter всегда готова доставить своих пассажиров в любую точку мира. Скорость оформления рейса по индивидуальному марш­руту, высокий уровень сервиса и возможность выбора типа самолета привлекают самых взыскательных путешественников, которые, однажды воспользовавшись услугами Aero-Charter, стали ее постоянными клиентами.

Свобода с Challenge Aero

Robinson R66 Вертолет дарит полную свободу передвижения: ни дорожных пробок, ни трафика аэродромов. Запускаем двигатель — и вперед. Новый Robinson R66 сэкономит драгоценное время и доставит море удовольствия от полета. Держать эту «лошадку» можно в собственном «гараже», если в нем достаточно места, или же разместить в ангаре хелипорта Challenge Aero, что находится в центре Киева. Разработанный американской вертолетной компанией Robinson Helicopter газотурбинный вертолет R66 теперь доступен и в Украине. Легкая многоцелевая машина оснащена мощным двигателем Rolls-Royce 300. Заказать R66 можно у представителя производителя — компании Challenge Aero.

В Панаму с Air France

Air FranceС осени 2013 года компания Air France ввела регулярные перелеты в Панаму — трижды в неделю из аэро­порта Paris – Charles de Gaulle. Это 25‑е направление Air France – KLM, европейского лидера в сфере авиаперевозок в Центральную и Южную Америку и на Карибские острова. Новый маршрут — дополнение к ежедневным рейсам KLM из аэропорта Amsterdam-Schiphol. Панама представляет собой крупный финансовый и туристический центр, знаменита удивительной природой. Наибольшую известность стране принес Панамский канал. Air France и KLM осуществляют 10 еженедельных рейсов в Панаму и 200 рейсов — в 25 городов Центральной и Южной Америки, а также Карибских островов.

Багаж на борту Alitalia

AlitaliaАвиакомпания Alitalia напоминает, что в соответ­ствии с нормами на борт самолета разрешено брать ручную кладь весом не более 8 кг. Ее размер не должен превышать 55 × 35 × 25 см. В багаж можно сдать одно место — не более 23 кг* и до 158 см в трех измерениях. Также следует обратить внимание на правила перевозки спортивного инвентаря — он не оплачивается дополнительно, если вписывается в допустимые нормы провоза. Члены клуба часто летающих пассажиров MilleMiglia могут провозить дополнительно одно место багажа бесплатно. Вес провозимых вещей и количество мест зависят от направления и класса купленного билета. Пассажиры, летящие бизнес-классом, имеют возможность перевозить два места багажа — до 32 кг каждое.

Alter Ego

На первый-второй рассчитайсь!

Латинское выражение Alter ego означает «второе я». Акцент стоило бы сделать на многозначности слова alter, поскольку это не только «равный, такой же, похожий», но и «иной, переменившийся» и «противоположный».

Alter Ego
Edgar Garcia. «Alter Ego». 2012

Вот ведь как порой случается. Отправляет некий царь из тридесятого государства своего прислужника Иванушку-дурачка искать жар-птицу, или красную девицу, или вовсе То Чего Не Может Быть. Вместо себя. Чужими-то руками всегда легче жар загребать. А тот возьми, да не только принеси все заказанное в срок и скопом, а сам вместо батюшки-царя во главе государства и стань, жар-птицу приручив, на девице женившись, чудо неведомое в советники назначив. Ай да альтер эго!

Или сидит, к примеру, ничем не примечательный месье в бистро в Париже на Монмартре, потягивает напиток из бокальчика, зелененький такой — абсент называется. А потом как кинется кисточкой с красками по полотну водить. Глядь: батюшки, да это ж импрессионист, самый что ни на есть настоящий. Ста лет не пройдет, а каждое такое полотно из-под его руки — на хорошую сумму с шестью нулями потянет. Ну так что ж, что маляра того давно в живых нет? Наследники очень довольны действием Зеленой феи — так абсент прозвали за его способность «вытащить на свет» альтер эго творческой личности, а заодно и самой личности век укоротить.

Альтер эго в смысле «противоположность» очень любят эксплуатировать кинематографисты и литераторы. За основу берется немудреная история разлученных при рождении близнецов, один из которых оказывается хворым или униженным в богатой семье, а другой — очень смелым неформальным лидером ватаги нищих. После долгих мытарств и приключений история обычно заканчивается душещипательной встречей, в результате которой каждый обретает в полной мере то, чего ему недоставало.

Коль речь зашла об искусстве, грех не вспомнить о  таком персонаже, как альтер эго автора. У творческого человека, даже если он в действительности «робкого десятка», всегда есть возможность создать иллюзию жизни, насыщенной приключениями, исполненной тайны, значительности или философского глубокомыслия. Проще сказать: любое произведение искусства — альтер эго своего создателя, так же, как отцы и дети бывают противоположными друг другу, а возлюбленные — взаимо­дополняющими.

У «второго я» мания величия — оно все время норовит стать первым

Может случиться еще один вид альтер эго: раздвоение личности. Иногда это выливается в занимательную историю, такую как «Супермен» или «Любовь-морковь». Но чаще заканчивается по-чеховски — палатой под номером шесть. Впрочем, о печальном — когда-нибудь в другой раз.

Светлана Тысячная

Полина Левина,

Первое я

Когда одна моя подруга съехала, наконец, в свои тридцать от родителей, а вторая спустя шесть лет набралась мужества уйти от женатого любовника — я поняла, что психоанализ действительно может приносить пользу, а не просто служить темой для светских бесед. Раз в неделю мои приятельницы исправно посещают доктора, чтобы измениться. Только ищут они не второе свое «я», а первое.

Полина Левина,
Полина Левина, писательница, модный блогер, колумнист журнала Platinum

Мой товарищ занят ровно тем же самым — поиском себя. Но он зашел с противоположной стороны — всерьез увлекся йогой, причем всеми ее направлениями одновременно: телесной, духовной и интеллектуальной. В результате сменил работу политтехнолога на кулинарию и отправился получать второе высшее образование — по философии.

Другой знакомый взялся ездить на семинары по холотропному дыханию, проходить имитации рождения, репетиции смерти и участвовать в прочих мероприятиях с шокирующими названиями. Его приобретения — эволюционного характера, поэтому меня они поразили больше всего. Он вернул любовь в шаткие отношения с женой, и в то же время сделал мощный карьерный рывок. Легко все бросить и начать с начала, а вот починить то, что не было сломано, — задача для виртуозов.

Я удивилась, обнаружив, что наука и эзотерика действуют практически одинаковыми методами. И терапевты, и гуру учат одному и тому же — отделять себя от собственных эмоций и каждую из них осознавать, то есть анализировать. А еще они учат контакту — это когда ты можешь откровенно сказать, что тебя на самом деле беспокоит, и в лоб спросить, что думает о тебе или твоем поведении другой человек, вместо того чтобы угадывать его мысли и строить догадки о его чувствах.

Большой тренд в поколении тридцатилетних – поиски самого себя. Под многочисленными «вторыми я» они ищут единственное первое.

Я посмотрела на результаты, которых достигли ребята. Поговорила с ними — кстати, когда человек начинает искать себя, он становится потрясающе интересным собеседником: уверенность в себе очень добавляет харизмы. И захотела попробовать. Холотропное дыхание и ритуалы перерождения немного пугают: трудно доверять тому, чего не понимаешь. На йоге нужно делать упражнения. А психоанализ — вполне безболезненное явление. Решено — я тоже буду искать свое первое «я».

Поль Гоген

«Второе я» биржевого маклера

К своим 35 годам месье Гоген имел жену — пышную белокурую датчанку Мэтте, четверых детей, непыльную работу на бирже, уютный особнячок, набитый антикварной мебелью и картинами. В картинах маклер знал толк: после работы частенько прохаживался по парижским галереям и подкупал наиболее интересные работы.

Алексей Титаренко
Алексей Титаренко

Месье Гоген и сами баловались рисованием: жену там, деток. В 1883-м, вот в эти свои 35, внезапно объявил жене, что с него хватит, видеть биржу больше не может, «не желает участвовать в крысиных бегах» — именно так и сказал. «Меня интересует только живопись… чувствую, что могу… вот увидишь, скоро стану знаменитым художником». Притихшая Мэтте испуганно слушала мужа. Деньги тогда кончались еще быстрей, чем сейчас, пришлось отказаться от выезда, потом и от особнячка, потом она почувствовала, что беременна пятым, а этот ирод все рисовал. «Как я ненавижу мерзкую живопись» — в историю вошли именно эти слова Мэтте. В конце концов она подхватила деток и сбежала в Копенгаген.

В 35 биржевой маклер решил: «Меня интересует только живопись»

Поль Гоген
Поль Гоген. «Купальщицы». 1897

Гоген — в Бретань, потом — аж на Мартинику. Дальше — Таити, Маркизские острова. На месте не сиделось. Все, что происходило в Париже, ему не нравилось. До семи лет маленький Поль жил с мамой в Лиме — столице Перу. Жил, как он потом всю жизнь вспоминал, во дворце деда — дед был богат, по саду ходили экзотические птицы, мама в чем-то ярком тоже была, как птица. В Париже все ему казалось серым, вся так называемая цивилизация с ее биржами, партикулярными платьями и партикулярными чувствами. Гоген маниакально хотел вернуть ощущения детства, в погоне за ними забирался все дальше, писал все проще и ярче. Люди думали — сумасшедший. Биржа, от которой он бежал, определила: гений. На нью-йоркском аукционе Christie’s, главной бирже наших дней, недавно определили: $55 млн. Таитянские «Купальщицы» в 2005-м ушли за эту рекордную сумму. При жизни продавался за гроши. Хитрый Амбруаз Воллар, один из первых галеристов, присылал ему их на острова — в обмен на поток таитянского счастья.

Shangri-La Hotel, Qufu

Пять звезд

В гостях у китайской философии

Shangri-La Hotel, Qufu Shangri-La Hotel, Qufu — первый международный отель класса люкс, возведенный группой Shangri-La Hotels and Resorts на родине Конфуция. Он открылся в августе 2013 года и расположен в нескольких минутах ходьбы от храма, усадьбы и гробницы великого философа. Концепция дизайна интерьера, основанная на учении «шести искусств», выражает три главных принципа конфуцианской философии — порядок, гармонию и иерархию. Отель находится в двух часах езды на высокоскоростном поезде от Пекина и в трех часах — от Шанхая. С балконов 211 просторных номеров открываются живописные виды на реку и город. В гостинице разработаны специальные предложения «Путь к знанию» — которые, кроме посещения достопримечательностей, дают возможность постичь принципы и пользу практического применения конфуцианства.

Наедине с Нью-Йорком

Отель The SurreyРасположенный в центре Манхэттена отель The Surrey давно завоевал сердца законодателей моды и ценителей искусства. Он находится всего в нескольких минутах ходьбы от Центрального парка и роскошных бутиков на Медисон-авеню. Будучи единственным отелем группы Relais&Chateaux в Нью-Йорке, The Surrey воплощает ее лучшие традиции, демонстрируя у себя 31 арт-объект современных авторов. На втором этаже располагается SPA-центр Cornelia, на семнадцатом — роскошный сад. Имеются пентхаус и президентский сьют с открытыми террасами. Гостей ожидают знаменитые коктейли бара Pleiades. Ресторан Cafe Boulud под руководством шеф-повара Даниэля Булуда потакает вкусам гурманов — тому порукой звезда Michelin и три звезды от ресторанных критиков The New York Times.

Швейцария — с Chedi Andermatt

Отель Chedi AndermattВ конце прошлого года в курортном городе Андерматт, расположенном в центре швейцарских Альп, состоялось знаменательное событие — открытие роскошного отеля Chedi Andermatt — первого из группы GHM в Европе. Гостиничная сеть GHM задает новый стандарт гостеприимства и дизайна в Швейцарии. Жан-Мишель Гати, главный дизайнер агентства Denniston International Architects&Planners Ltd., разработал для отеля особый, фирменный стиль, гармонично сочетающий европейский шик и азиатскую утонченность. Неподражаемый уют лобби придает огонь двух каминов. С террасы внутреннего дворика отеля за большим прудом открывается захватывающий вид на гору Гемсшток. Особая гордость Chedi Andermatt — SPA-центр площадью 2400 кв. м.

Ян Фабр

Осторожно, Фабр!

Помните, пару лет назад в PinchukArtCentre была выставка по поводу сексуальности? Как-то еще так заковыристо называлась: «Сексуаль­ность и трансцендентность». Самым трансцендентным там был чувак, лежащий громадным силиконовым пенисом кверху. Из него раз в полчаса извергалась кверху могучая струя чего-то белого. Называлось все это «Фонтан». Девушки, о, эти тургеневские девушки ПАЦ! Они стояли как-то спинкой, чтоб никто ничего не подумал, хихикали, но не уходили, ждали эти томительные полчаса. При ближайшем рассмотрении чувак лежал еще и на могильных плитах с именами знаменитых предшественников, разных там художников: они, мол, мертвые, а я — живой. Знающие люди говорили, что это — автопортрет художника. Там же где-то ходил и художник, такой себе западный дедушка в очочках — Ян Фабр, 1958 года рождения.

И это чудовище опять в Киеве! Ему в ПАЦ отдали километры площади, и он развернулся во всей своей избыточно-великолепной по­роч­ности — все-таки из Ант­верпена, города Рубенса. Тут тебе и «Дань Иеронимусу Босху», и «Дар Бельгийскому Конго», и, и, и… Фабр, как всегда, работает по эрогенным зонам бельгийского коллективного бессознательного — это как у нас бы Чичкан слал дань Т. Г. Шевченко и приносил дары евреям и полякам, вырезанным во время Колиивщины.

За Конго бельгийский Правый сектор чуть не линчевал Фабра лет десять назад. В 2002-м королева Паола заказала ему реконструкцию Зеркального зала Королевского дворца в Брюсселе — там, где приемы дает. Фабр развернулся на королевские деньги: заказал полтора миллиона таиландских жуков‑скарабеев с переливчатыми панцирями и выложил этими панцирями, садюга, весь громадный плафон, то бишь потолок, Зеркального зала. То еще зеркало получилось. А из-за за­зеркалья то там, то здесь просвечивали отрубленные руки — так бельгийские колонизаторы боролись с воровскими наклонностями местного населения. Паоле устроили обструкцию — она еще и не местная, из Сицилии, а любителя жуков реально пытались убить.

Энтомологическая любовь у него наследственная, его прадед Жан-Анри Фабр — автор знаменитой «Жизни насекомых». Папа Фабра, тоже зоолог-энтомолог, таскал его с детства в зоопарк, так что пить, курить, говорить, жуков рисовать он начал почти одновременно. Фабр и в самом деле удивительно порочен, тем более для флегматичных, добропорядочных фламандцев. Рисовал чем ­угодно: своей кровью, спермой, пеплом сожженных банкнот, на худой конец шариковой ручкой — как наш Волязловский, только не углем или там серебряным карандашиком. Я уж не говорю про кисти/краски. Ну напишешь ты еще одну, 1001-ю картину в городе Рубенса — кто на тебя обратит внимание? А вот кровью — TV обеспечено, еще и в прайм-тайм.

Юный Фабр быстро стал известен, скандально известен, ergo приглашаем и покупаем. Его выставка «Моя кровь, мое тело, мой пейзаж» 1978 года, там, где он рисовал собственной кровью, была вся раскуплена и растянута по аукционам. Фабр, правда, быстро сообразил, что его крови на всех почитателей таланта не хватит и, словно Том Сойер (помните, как он забор красил?), образовал общество с ограниченной ответственностью Angelos.

Теперь уже не он рисовал и эякулировал, сорри, а нанятые ангелы, т. е. антверпенские студенты. Маэстро дает идею, а уж ангелы воплощают ее во всей неземной красе. Так, кстати, сейчас работают все международные гранд-художники, у каждого — целая фабрика. В. М. Пинчук только таких «фабрикантов» и приглашает. С Фабром приехало целое небесное воинство и быстренько, как муравьи, навело неземную красу. Чем отли­чается это странное современное искусство в исполнении западных звезд от наших доморощенных поделок — так это сделанностью. Пусть — странно, но как сделано! У Фабра еще всегда и очень красиво сделано.

Приглашает, впрочем, не Пинчук (не царское дело), его куратор Экхардт Шнайдер — а этот собаку съел на фабрах, херстах, кунсах. Герру Шнайдеру в этом году семьдесят, с чем мы его и поздравляем. Выглядит лет на 20 моложе, потому что живет интенсивной внутренней жизнью. Чего мы нашим читателям и желаем.

Алексей Титаренко