Пролог
Однажды летним вечером ошеломленные прохожие на бульваре Сен-Жермен в Париже увидели бегущую испуганную девушку, за которой со зверским лицом мчался мужчина. Девушка, не раздумывая, перемахнула через ограждение на набережной Сены и прыгнула в реку. Когда она, смеясь, выкарабкалась на берег, продолжение погони снова повергло ротозеев в шок — парочка начала так сладострастно целоваться, что видавшие виды французы отворачивались. Позже выяснилось, что драка началась в баре «Кастель», когда мужчина запустил в девушку корзину с грязными полотенцами, а она в ответ — пирожное с кремом. Похожие скандалы этой парочки всегда были публичными и громкими, но тем не менее они оставались на вершине богемной жизни Франции. Джейн Биркин и Серж Генсбур прожили в браке 12 лет.
В одном из интервью Биркин задали вопрос: «Драки с Сержем — это обратная сторона вашей страсти?». «Нет, это обратная сторона пьянства», — грустно ответила актриса. Джейн Биркин, англичанка, представительница крупной буржуазии. Тетя ее отца встречалась с принцем Уэльским (королем Эдвардом III). Отец — офицер военно-морского флота, мать — актриса, брат — сценарист, известный по фильмам «Имя розы» и «Парфюмер». Первую значительную роль в кино Биркин исполнила в фильме Микеланджело Антониони «Фотоувеличение». Маленький эпизод, где она сыграла фотомодель, появившись в обнаженном виде — смелый по тем временам шаг — вызвал небывалый зрительский интерес и повышенное внимание режиссеров.
В 19-летнем возрасте Джейн Биркин выходит замуж за композитора Джона Барри. У них родилась дочь Кейт, ставшая впоследствии знаменитым фотографом. В 2013 году по невыясненным причинам она выпала из окна своей парижской квартиры. За год брак с Барри распался, и Биркин переезжает в Париж. И тут вдруг большеглазая хрупкая девушка с мальчишеским телосложением становится иконой французского стиля. Джейн Биркин обожали мужчины и завидовали женщины. Как она этого добивалась? Никак! Очаровывала непонятно каким образом. Возможно, секретный ингредиент ее обаяния — любовь, которая сопровождала Джейн на протяжении всей жизни. Конкурентка за сердца французов Бриджит Бардо, не понимая, что в ней находят поклонники, в сердцах обозвала Биркин «овечкой с плетеной корзинкой». Фраза о «корзинке» оказалась пророческой.
Самая главная часть жизни Джейн Биркин началась после встречи со знаменитым музыкантом Сержем Генсбуром на съемках фильма «Слоган». Высокомерный донжуан с полным набором вредных привычек считал Биркин англичанкой, недостойной играть во французском кино, и постоянно сыпал колкостями. Она жаловалась на «ужасного француза Сержа, который раздражал своей высокомерностью. «Этот пафосный сноб просто невыносим», — часто говорила она. Но скоро эти двое стали самой блестящей парой Франции. Генсбура покорили юность, непосредственность и дерзкий характер Биркин. Оба были успешны, вдохновляли друг друга и потрясающе смотрелись вместе, воплощая собой образцовый дуэт представителей светской жизни.
Биркин не следовала моде, но создавала свою. Никогда не носила крупные аксессуары, а макияж ей заменяла невинная очаровательная улыбка. Растянутые свитера, свободные рубашки и водолазки без бюстгальтера, платья и юбки минимальной длины, джинсы, кеды, туфли на плоской подошве или высокие сапоги, растрепанные волосы, длинная челка — фирменные элементы ее стиля. Сформированный исторически главный принцип парижанки — «не расфуфыриваться», она приняла безоговорочно и создала то, что сегодня принято называть парижским шиком. Джейн Биркин ввела в моду плетеные корзинки — она носила их даже с вечерними платьями.
Джейн стала персональным стилистом и для Сержа Генсбура. Неряшливость и показное безразличие Сержа к собственному внешнему виду были не чем иным, как четко продуманным имиджем. Кстати, модой на трехдневную щетину мужчины обязаны именно ему.
Любовь Джейн к Сержу была похожа на самопожертвование, она одна из тех женщин, которых проще всего назвать музой. У Генсбура была менее аристократическая родословная, его родители одесситы, покинувшие родину после революционной бури в России. Демонически некрасивый, умный, циничный, со всем набором проблем в виде невоздержанности к алкоголю и наркотикам — грустные признаки гения. Он мечтал стать художником, но прославился как композитор и исполнитель. Из-за отталкивающей внешности его путь на сцену был трудным. Вначале он был «за кадром», снимая, как режиссер, фильмы и сочиняя к ним музыку. И только когда образ крайне некрасивого мужчины ушел благодаря содержанию его песен и манере исполнения, Генсбур стал настоящей звездой не только Франции, но и всей Европы.
Свои лучшие хиты он доверял петь только Биркин. Когда она впервые исполняла его песню, отрезала себе волосы и надела мальчишескую одежду. Серж был в шоке, но она объяснила: «Я просто хотела, чтобы публика удивляла внимание твоей музыке и словам, а не тому, как я выгляжу». Биркин выпустила почти два десятка пластинок и снялась более, чем в тридцати фильмах. При этом успехи в кино перекрывали достижения в музыке, поэтому в те годы за песни она получила определение «Сирена шестидесятых», а за фильмы — «Самый сексуальный котенок Франции». Суперизвестным и скандальным поступком творческого дуэта стала песня Je t’aime… moi non plus («Я тебя люблю. Я тебя тоже… нет»), написанная Сержем в 1976 году.
До встречи с Биркин любовницей Генсбура была Бриджит Бардо, она записала эту песенку, но выпускать запретила. Слишком откровенные, интимные слова испугали ее. Через несколько лет Бардо, став защитницей животных и испытывая финансовые затруднения, попросила Сержа выпустить песню. Но тут взыграла ревность Биркин, она заново записывает песню, да так, что даже Серж, король эпатажа, пытается в студии сдержать Биркин в эмоциях и умерить сексуальный пыл, но тщетно. После студии Джейн и Серж забежали в ресторан, где попросили проиграть свою запись. Как только в динамиках зазвучал нежный, красивый и расслабленный голос вперемешку со вздохами и, как показалось слушателям, оргазмом в конце — в ресторане наступила гробовая тишина. «Мы записали хит», — уверенно сказал Генсбур.
В результате песню запретили в Испании, Португалии, Польше и Бразилии. Даже во Франции ее ставили в эфир после 11 часов вечера. Ватикан был взбешен и грозил отлучить парочку от церкви. Впрочем, скандал не помешал английской Королеве удостоить Биркин Орденом Британской империи. Отреагировала и Бриджит Бардо: «Я чуть не умерла, когда услышала эту песню в исполнении Сержа и Джейн. Теперь я злюсь на себя, за свою трусость и нерешительность». Название песни Генсбур придумал под впечатлением фразы, сказанной Сальвадором Дали: «Пикассо — испанец, я тоже. Пикассо — гений, я тоже. Пикассо — коммунист, я — тоже нет».
О Биркин можно рассказывать много, но статья предназначена для современных гламурных девушек, которые не утруждают себя образованием и кругозором, суженым у них до одного градуса, где хорошо читаются только ценники. Речь о сумке «Биркин». Существуют две версии ее появления, и обе происходили в салоне самолета. Будто-бы сидевший рядом с Биркин исполнительный директор Дома Hermes Жан-Лу Дюма помог собрать рассыпавшееся содержание маленькой сумочки актрисы, которая поливала ее ругательствами за неудобство, и тогда он решил сделать для нее сумку побольше. Вторая версия:
Жан-Лу Дюма среди других мелочей подобрал листок с эскизом сумки, который нарисовала сама Биркин, и попросил взять его в работу.
Сама Биркин отрицает эти версии, поясняя: «У Hermès уже была сумочка «Келли», названная в честь Грейс Келли, но в нее ничего не влезало. А я хотела сумку, которая была бы в четыре раза больше, чем «Келли», но меньше, чем чемодан. Вот они и сделали ее для меня. Когда я пришла за своим маленьким сокровищем, глава модного Дома и совершенно очаровательный человек спросил, могут ли они назвать эту сумку моим именем, поскольку у них было мало именных брендов. Я была этим очень горда! Мне приятно быть где-то рядом с Грейс Келли».
Сумки Birkin, выпускаемые с 1984 года, стали одним из символов роскоши. Стоят они от €7 тысяч и дороже. Ценовой рекорд поставила сумка из кожи гималайского крокодила с белым золотом и бриллиантами. На аукционе Christie’s в Гонконге она ушла за $300,1 тысячи. У самой Джейн Биркин осталась только одна такая сумка — женщина, которая принесла триумф Дому Hermès и много лет носила плетеную корзинку, не видит смысла в коллекционировании. А сегодня, в свои 71, она уже и своей единственной не пользуется: «Она для меня теперь слишком тяжелая! Я сейчас все время падаю, вот поскользнулась и сломала ребро, так что время этих сумок для меня прошло. Я их все продала с аукционов». Летом 2015 года Джейн Биркин, после того как прочла отчет о жестоком обращении с крокодилами, потребовала, чтобы сумку перестали называть ее именем. Но в Доме Hermès смогли доказать, что не имеют отношения к фермам, где негуманно обращаются с животными. И сумки по-прежнему носят имя актрисы.
Эпилог
Генсбур скончался 2 марта 1991 году за рабочим столом в своей квартире на Рю де Верней в результате пятого инфаркта. Он похоронен вместе со своими родителями на кладбище Монпарнас в Париже. Его могила является одной из самых посещаемых наряду с могилами Жана-Поля Сартра, Симоны де Бовуар и Шарля Бодлера.
В браке с Генсбуром у Биркин родилась дочь — Шарлотта Генсбур, в свою очередь, ставшая культовой актрисой и певицей. После развода с Генсбуром в новом браке с режиссером Дуайоном она родила еще одну дочь — Лу, которая также пошла по стопам матери — фотомодель, актриса, певица. Джейн последние 30 лет живет в Париже, несколько месяцев в году проводит в загородном доме в Бретани. Она все еще деятельна, у нее много различных музыкальных проектов.
Гламурным девушкам с кругозором в один градус невдомек, что «Биркин» — это не только статусная сумка, а целая эпоха в жизни Франции, созданная двумя гениями