Гениальные злодейства - Журнал Platinum

Гениальные злодейства 0

Когда родился Адольф Гитлер, композитора Рихарда Вагнера уже шесть лет как не было в живых. И, тем не менее, в истории эти два имени всегда стоят рядом, ибо, если и есть кто-то, кого можно назвать «отцом Холокоста», так это Рихард Вагнер, чье музыкальное и литературное творчество неотделимо от его человеконенавистнического мировоззрения.

Рихард ВагнерКак всякая неординарная личность, Вагнер поражал разнообразием талантов и масштабами достижений в каждой области культуры, к которой обращался его пытливый ум. Творческий рост будущего композитора также удивлял темпами: в девятилетнем возрасте он начал учиться играть на скрипке и фортепиано, в семнадцать — в двух музыкальных школах одновременно обучался гармонии, композиции и контрапункту, а в 21 год уже работал музыкальным руководителем оперного театра в Магдебурге. Оттуда перешел на аналогичную должность в Кенигсберг, затем в Ригу и, наконец, в Дрезден. Здесь он принял активное участие в революции 1849 года, которая была жестоко подавлена. Вагнер, объявленный государственным преступником, бежал и на 11 лет оказался в швейцарской эмиграции.

Эти годы не прошли для него бесследно: многочисленные гаст­роли в европейских столицах принесли славу. После амнистии для участников заговора 18‑летний король Баварии Людвиг II предлагает композитору неограниченную финансовую поддержку. Вагнер бросает дирижерскую практику и целиком посвящает себя созданию опер.

На этом поприще Рихард Вагнер добился выдающихся успехов и вошел в историю музыки как один из крупнейших реформаторов оперной сцены. Его «сценические мистерии», как он называл свои произведения, представляли синтез музыки и драмы, где в качестве драматурга выступал он сам. Создается даже впечатление, что тексту Вагнер придавал большее значение, нежели мелодии.

«Было бы величайшей ошибкой отделить Вагнера-мыслителя и философа от Вагнера-композитора, — самодовольно писал он о себе. — Может быть, в других случаях это возможно, но в моем — нет». Такая подмена не могла пройти бесследно для его произведений: мелодии в операх Вагнера по большей части заменены речитативами.

Несмотря на то, что сам принцип речитативного развития музыкальной канвы оперного действия не нашел позже своих последователей, его длившиеся по 4–6 ­часов «мистерии» слушались с огромным вниманием. Воздействие на публику многократно усиливалось чрезвычайной ор­кестровой мощью, причем состав оркестра часто вчетверо превышал стандартный. Все это действо создавало и по сей день создает в зрительных залах огромное эмоциональное напряжение.

Вагнер был убежден: будущее искусства — в создании и развитии подлинного музыкального театра. А сюжетом его может быть только миф, легенда. Вагнер замышляет создать оперную тетралогию, в основу сюжета которой можно было бы положить одно из наиболее известных эпических произведений человечества «Песнь о Нибелунгах». Для написания либретто Вагнеру нужно было ознакомиться с первоисточниками, и он самостоя­тельно изучает древненорвежский, на котором написаны саги.
Свою тетралогию Вагнер назвал «Кольцо Нибелунга». В ее состав вошли оперы «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и «Гибель богов». На их создание автору понадобилось 25 лет.

Альтер эго Вагнера — Адольф Гитлер с юных лет был страстным театралом. По свидетельствам очевидцев, вагнеровский «Лоэнгрин» мог погрузить его в глубокий транс. Адольф не пропускал ни одного спек­такля с музыкой любимого композитора. Оперы Вагнера он знал наизусть и мог даже спеть некоторые арии из них.
Гитлер многое перенял у своего кумира даже в том, что касалось быта. «Я не прикоснусь к мясу, поскольку так делал Вагнер», — говорил он и стал убежденным вегетарианцем.

Как и Вагнер, Гитлер был ярко выраженным неврастеником. Вот как современник описывает поведение Вагнера, очень близкое к тому, что все привыкли читать о Гитлере: «Малейшее противоречие вызывало у него неслыханный гнев. Он метался по комнате, его голос становился гортанным… В такие минуты он казался необуз­данной стихией».

Кроме оркестровых партитур и оперных либретто Вагнер писал прозу и публицистику, составившие позднее 16 томов собрания сочинений, о которых на пост­советском пространстве почти никому ничего не было известно. Он писал о религии и театре, о науке и политике, о физике и архитектуре, о философии и поэзии, об античной литературе и расовой теории. Гитлер жадно читал все, что мог найти о Вагнере, его заметки, письма, дневники… Он мог в любой момент внезапно начать декламировать текст какой-нибудь статьи или письма. Что касается музыки: «Вагнер — бог, а его музыка — моя вера» — так говорил нацистский фюрер. По сути дела, запущенная Гитлером идеологическая машина превратила в зомби его самого. Как завороженный, он следовал догматам своего кумира.

Фанатики готовы уничтожить мир, чтобы спасти его от того, чего они не понимают

Вагнер был подлинным трибуном, ярким и страстным. Но особое проявление одержимости вызывал в нем его поистине зоологический антисемитизм. Эссе Рихарда Вагнера «Еврейство в музыке» считается одной из первых формулировок теории расового антисемитизма. Гений-злодей оставил после себя пророчество, безукоризненно воплощенное в жизнь лидером немецких фашистов. Он предсказал, каким образом должны быть уничтожены миллионы евреев, — то самое массовое сожжение в печах крематориев концлагерей. Чем, собственно, и стал Холокост… В наши дни хорошо видно, что такие связки злодеев не редкое явление. За примерами ходить далеко не надо.

Previous ArticleNext Article