«А не замахнуться ли нам на…» - Журнал Platinum

«А не замахнуться ли нам на…» 0

Литературовед Альфред Барков, исследуя драматическую пьесу «Гамлет», предположил, что в тексте этого произведения дан ответ на вопрос о том, кто скрывался под псевдонимом «Шекспир». Что это — не кто иной, как сын английской королевы Елизаветы, гениальный поэт и драматург по прозвищу Кристофер Марло.

«Автора! Автора!..»
Существует до семидесяти гипотез, отрицающих какое-либо отношение Шекспира к приписываемым ему произведениям. ­Шекспироведам хочется думать, что авторами знаменитых пьес были образованные и интеллектуаль­ные люди, чего никак нельзя сказать о недоучившемся деревенском парне Уильяме Шекспире. Одна из версий гласит, что литераторами, писавшими под псевдонимом ­Уильям Шекспир, были Мэри Сидни Герберт, графиня Пемб­рук, ее сыновья Уильям и Филипп, ­поэты Сэмюэл Дэниел и Бен Джонсон. Есть также предположения, что произведения принадлежат перу самой королевы Англии.

Однако сложно придумать нечто более интригующее, чем версия, выдвинутая Альфредом Барковым. Он провел подробнейшее исследование текстов Шекспира и другого драматурга его времени — Кристофера Марло и пришел к ошеломляющему выводу: Шекспир — это и есть Марло.

Первоначально исследователя на такую мысль натолкнуло сопоставление исторических фактов. Шек­­спир и Марло родились в один год — 1564. Уильям — в английском Стратфорде-на-Эйвоне в семье перчаточника, Кристофер — в Кентербери в семье сапожника. Шекспир посещал стратфордскую «грамматическую школу», и есть предположение, что не окончил ее, так как вынужден был с малолетства зарабатывать на жизнь, затем рано женился и имел троих детей.

С Кристофером Марло все еще более запутанно. До 16‑летнего возраста он, как все дети его сословия, посещал обычную кентерберийскую школу, но затем как стипендиат архиепископа Паркера учился в Кембриджском университете, став бакалавром, а после — магистром. Удивительное в этой истории то, что сын бедного сапожника не только каким-то ­неимоверным образом ­поступил в учебное заведение для знати, но еще и вел развеселый образ жизни — кутил, распутствовал и сорил деньгами. Предполагается, что Марло собирал во Франции сведения о деятельности английского католического подполья, пытавшегося свергнуть протестантский режим королевы Елизаветы, попросту говоря — был английским шпионом.

Дальше — больше: Марло был задержан властями портового города Флиссингена как фальшиво­монетчик, за что и был сослан в Англию, где на эту провинность не обратили внимания. Возможно, Кристофер был не кем иным, как незаконнорожденным сыном самой королевы. Есть свидетельства, что она неоднократно встречалась с Марло, как, между прочим, позднее — с Шекспиром. В возрасте тридцати лет Кристофер Марло, согласно официальным историческим данным, погиб в кабацкой драке.

«Бедный Йорик!»
Тут-то и начинается настоящий детектив. Во‑первых, ранние пьесы Уильяма Шекспира увидели свет в год гибели Марло. Во‑вторых, сплетни о Шекспире его современников выставляют поэта в совершенно низменном облике мелочного скряги, в вечных тяжбах о несущественных долгах. Что никак не вяжется с возвышенным слогом его вдохновенных произведений. В‑третьих, в пьесах Шекспира часто встречаются места, связанные с графством Кент, откуда родом Марло, а Стратфорда, родного города Шекспира, в них нет.

Исследователи считают, что, помимо знания заграничных реалий, драматург прекрасно разбирался в истории и жизни Шотландии, но Шекспир в Шотландии не бывал, а вот Марло за несколько лет до своей мнимой «смерти» там преподавал и шпионил в пользу Елизаветы. Это не говоря уже о глубоких познаниях в области истории, литературы, географии, философии, языков, искусств и прочего, которые выказываются в текстах Шекспира, в то время как образование актера, носившего это имя, иначе как скудным не назовешь.

В‑четвертых, Кристофер Марло — единственный современник, которого Шекспир прямо цитирует в своих сочинениях. Наконец, не сохранилось ни одной рукописи великого поэта и драматурга Шекспира, так же как и безоговорочно подлинного образца его подписи.

Напрашивается единственный логический вывод: Марло скрывался и творил под псевдонимом Уильям Шекспир, а смерть его была инсценирована. В этой смерти действительно много странного, начиная от путаницы с точной датой до имен убийц, которые в ходе процесса несколько раз менялись. Складывается впечатление, что власти хотели быстрее замять это дело. Ближайшие родственники о случившемся оповещены не были, а тело захоронили в общей могиле.

«Весь мир — театр…»
Пьесы Марло-Шекспира внесли большие изменения в анг­лийскую драматургию. До них это были хаотические нагромождения кровавых событий и вульгарных шутовских эпизодов. Теперь же драме была придана внутренняя стройность и психологическое единство. Впервые введен белый стих, звучавший для елизаветинской эпохи свежо и необычно. Это выглядело, как «прекрасное безумие, которое по праву и должно овладевать поэтом», чтобы достичь таких высот.

«Что значит имя? Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет». Шекспир, «Ромео и Джульетта»

Главные герои произведений Марло-Шекспира — борцы, с честолюбием и грандиозной энергией жизни. Они выплескивают свою душу в полных патетики длинных монологах. Вспомним хотя бы гамлетовский «Быть или не быть…». Поэт видел подлинные истоки трагического не во внешних обстоя­тельствах, определяющих судьбу персонажей, а во внутренних, душевных противоречиях, раздирающих личность, поднявшуюся над обыденностью. Герои впервые стали столь неоднозначными, вызывая у зрителей одновременно ужас и восхищение, давая актерам и режиссерам неоглядное поле вариаций сценического воплощения.

Современники Марло-Шекспира неизменно поражались неожиданным театральным эффектам. Драматург восстал против средне­векового смиренного принятия жизненных обстоятельств и призывает к осмыслению действительности, а равно — к ответственности за совершаемые поступки. Должно быть, именно так выстраивается некая формула создания гениальных произведений, дарующая им неизменную актуальность и вечное существование.

Previous ArticleNext Article