Начало его истории поразило многих. Мальчик-подросток в лавке антиквара среди стекляшек безошибочно определил изумруд. Камень был куплен им за двадцать пять центов и спустя два дня продан в ювелирном магазине его отца за восемьсот долларов. Ювелирного вундеркинда звали. Конечно же, ему было суждено стать одним из самых известных ювелиров мира.
Возвышенное и земное
Гарри был довольно симпатичным юношей, хоть и не очень высок ростом. Фотографировался только в случаях острой необходимости — например, на документы. Люди, лишенные фантазии, были уверены, что он, как человек деловой, просто не любит тратить время попусту. На самом же деле — он не мог «афишировать» лицо, поскольку слишком часто передвигался улицами многолюдного города в одиночку с бриллиантами в карманах. Или — с «кругленькой» суммой долларов в саквояже для очередной баснословной покупки-продажи.
Внешне он ничем не отличался от коммивояжеров, разъезжавших с предложением бытовых товаров, вроде галстуков, чулок или швейных машинок. Оставаясь неузнанным, можно было и на секьюрити сэкономить, и избежать многих связанных с известностью церемоний.
Гарри любил бриллианты. Можно сказать, что он чувствовал «душу» каждого камня, разбирался в их «характерах». Выделял «любимчиков». Восхищался, встречая прекрасных «незнакомцев». Знал, как помочь «униженным и оскорбленным» — затерявшимся в какой‑нибудь Богом и людьми забытой коллекции… Но Гарри был еще и американцем. А на этом континенте привыкли из всего извлекать выгоду. Даже из любви. В своей бесконечной охоте за драгоценными камнями Уинстон проявлял столько упорства и находчивости, демонстрировал такую безоговорочную страсть, что не оставалось ни малейшего сомнения: этот человек — абсолютный фанатик. Он, казалось, успевал быть одновременно в двух, а то и трех местах, отслеживать каждый понравившийся экземпляр во времени и пространстве. И этот своеобразный вид «тихой охоты» приносил ему немалые барыши. Гарри по какой‑то совершенно немыслимой цепочке знакомств, информации, случайных обстоятельств выискивал очередную частную коллекцию, добивался доступа к ней и, если не удавалось склонить хозяина к немедленной сделке, запомнив понравившиеся вещи, занимал выжидательную позицию. Когда же собрание подержанных украшений удавалось приобрести, ювелир, тщательно и любовно почистив, отшлифовав, а то и переогранив камни, менял устаревший дизайн на современный, после чего — продавал по цене на несколько порядков выше. Яркие примеры тому — перекроенные Гарри Уинстоном коллекции Арабеллы Хантингтон, жены американского железнодорожного магната, и Ребекки Дарлингтон-Стоддард. Пример другого рода — 726‑каратный алмаз «Джонкер», купленный Уинстоном за 700 тысяч долларов. Еще 30 тысяч было заплачено за огранку двенадцати частей, на которые он приказал расколоть камень… Чистая прибыль после продажи полученных бриллиантов составила 12 миллионов долларов.
«Пенелопа»
Как известно, гениальные люди гениальны во всем. Охваченный пожизненной страстью к сверкающим камням, Гарри Уинстон долгое время оставался холостяком. Но все случается однажды…
Девушку звали Эдной — всего одна буква разнила ее имя с названием самого крупного действующего вулкана Европы Этна. Темноглазая красавица была приветлива, общительна и весела. А этот странный симпатяга Гарри ходил-ходил на свидания, а затем забыл о ней и снова ринулся в водоворот «бриллиантовых» событий — разъезды, встречи, договоры, сделки… Юная леди поскучала немного и, не имея недостатка в воздыхателях, вскоре засобиралась замуж. Однако накануне свадьбы ей вдруг позвонил Уинстон, скороговоркой сделав предложение руки и сердца. Тогда она произнесла историческую фразу, которая стала его девизом: «Или сейчас, или никогда». Свадьба состоялась.
Кто‑то может усмотреть в поступке девушки точный расчет. Однако вся последующая жизнь четы Уинстонов стала доказательством того, что настоящее чувство заставляет принимать любимого человека со всеми его особенностями и недостатками, а умные женщины обязательно поддерживают приверженность мужчины к делу всей его жизни.
Во время Второй мировой войны, когда Германия напала на Францию, Уинстоны отдыхали в Ницце. На побережье было несколько магазинов Harry Winston, и в них очень много бриллиантов. Действовать надо было мгновенно, иначе — разорение неизбежно. Фашисты не церемонились ни с кем. Уинстоны бросились в магазины, но не в свои, а… в бутики, торгующие одеждой и обувью. Украшения зашивались в подкладки пиджаков и пальто, «инкрустировались» в подошвы и каблуки, но все равно бриллиантов оставалось еще очень много. И тогда верная жена придумала исключительно женскую уловку. Она купила парик с буклями и «нафаршировала» его самыми ценными камнями.
По поддельным паспортам «контрабандисты» сели на пароход и отбыли в Америку. Целых три недели они не снимали «бриллиантовых» одежд и обуви, а бедная Эдна — еще и парик, не имея возможности вымыться или лишний раз пройтись по палубе: каждое неосторожное движение грозило оставить «бриллиантовый след». Любая капризная кокетка давно «сломалась» бы, но Эдна испытания выдержала до конца. Поэтому Гарри Уинстон посвятил жене все самые дорогие колье, которые повторяли в дизайне вырезы декольте ее «корабельного» платья.
«Думай о большем…»
Если хочешь преуспеть в бизнесе, важно думать о единомышленниках. «Король бриллиантов» Гарри Уинстон не только тщательно подбирал сотрудников для своей фирмы, но и принимал живое участие в профессиональном развитии каждого. Его слова никогда не расходились с делом.
Яркой иллюстрацией к его правилу «Думай о большем, больше и получишь», мог бы послужить один показательный случай продажи драгоценностей.
Однажды, по приглашению Эдны, дом Уинстонов посетил король Саудовской Аравии Сауд. За ужином в приятной и непринужденной атмосфере гость ознакомился с коллекцией хозяина, а заодно и с украшениями, специально доставленными из центрального бутика. Король из вежливости купил несколько вещиц с бриллиантами для себя и оставил заказ на шесть бриллиантовых браслетов для своего гарема, которые просил доставить ему в гостиницу к шести утра.
Сотрудники фирмы приготовили требуемое количество, о чем и доложили патрону, но Уинстон велел собрать все браслеты, имевшиеся на тот момент в бутике, и «ни свет ни заря» лично повез их заказчику. В результате он продал не шесть, а 55 браслетов и еще на 25 получил заказ… В этом был весь Гарри Уинстон: любовь к камням — это, конечно, красиво и романтично, но преуспеть в мире бизнеса без предпринимательского образа мышления невозможно.