В мире так много музеев оружия, что жизни одного человека не хватит, чтобы ознакомиться с их коллекциями. Музей в парижском Доме Инвалидов богат подлинниками оружия времен Французской Революции; Национальный дворец Мадрида демонстрирует огромную коллекцию мечей эпохи конкистадоров; Лондонский Тауэр представляет собрание оружия времен правления Елизаветы; Оружейная палата Московского Кремля содержит коллекцию достижений отечественных оружейников и богатые подношения от разных держав…
Первые частные коллекции оружия стали появляться в эпоху Ренессанса. Со временем в них оставались самые дорогие экземпляры, которыми, как и охотничьими трофеями, было принято украшать интерьеры лесных резиденций. Монархи всех европейских стран были заядлыми охотниками и большую часть свободного времени, в сопровождении многочисленной свиты, проводили в погонях за оленями, травили волков, медведей и изводили ради потехи прочую живность. Для комфорта в «полевых условиях» строились охотничьи замки, которые по своему роскошному убранству могли затмить любой музей.
История сохранила упоминания об отдельных коллекциях, которые были утрачены: собрание драгоценного оружия императрицы Елизаветы Петровны ушло на дно вместе с галиотом «Святой Михаил» во время шторма в Финском заливе; был полностью разворован музей Златоустовской оружейной фабрики; в середине XIX века пожар в Тауэре уничтожил 150 тысяч единиц коллекционных ружей. Сегодня старинное оружие — один из видов антиквариата, который стоит в одном ряду со старинной живописью, мебелью и прочими раритетами. Уникальное ювелирное оружие отличается высокой инвестиционной надежностью, вызывая неутолимую жажду коллекционирования. Можно быть заядлым пацифистом, но нельзя не восхищаться красотой художественных изделий.
На рынке оружейного антиквариата всегда был, есть и будет спрос на предметы, выпущенные в единственном экземпляре, многие из которых имеют уникальную историю. Чаще всего это оружие, принадлежавшее великим людям или связанное с ключевыми событиями эпохи. Скажем, сабля Наполеона Бонапарта ушла с молотка на аукционе Osenat в 2007 году за 4,8 миллиона евро, став самым дорогим предметом холодного оружия в Европе. Ярким примером ценности восточного оружия послужила китайская сабля времен династии Цин, проданная за 7,5 миллиона долларов на аукционе Forbes.
До наших дней дошел всего 21 экземпляр револьверов 31‑го калибра карманной модели Colt. Украшенные золотым орнаментом с изображениями диких животных, они были выпущены ограниченной серией специально для Всемирной выставки в Лондоне 1851 года и стали предметом особой гордости и своеобразной «визитной карточкой» Сэмюэла Кольта, он дарил их только самым знаменитым современникам. В частности, три таких револьвера американский оружейник презентовал Николаю I — они сейчас хранятся в Эрмитаже. Так что нет ничего удивительного в том, что выставленный на торги на январском аукционе Sotheby’s в 2012 году один из сохранившихся кольтов с легкостью преодолел планку в один миллион долларов.
Шведская компания VO Vapen, занимающаяся производством эксклюзивного оружия, была основана во второй половине прошлого века оружейным мастером Вигго Олссоном. Сегодня она лидирует в создании самых роскошных охотничьих ружей, изготавливаемых полностью вручную. Тираж ограничен: в год производится всего несколько экземпляров. Компания является поставщиком короля Швеции Карла XVI Густава, а также с большим успехом поставляет свою ультраэксклюзивную продукцию на рынки Среднего Востока.
Одна из последних новинок фирмы VO Vapen — охотничья винтовка VO Falcon Edition ценой в 820 тысяч долларов. Декор таких ружей уникален. Они инкрустированы бриллиантами и сапфирами. Приклады красного и черного дерева декорированы платиной и палладием. Аксессуары к ружьям: ножи — из дамасской стали, серебра и платинового золота, рукоятки — из слоновой кости, бивня мамонта и карельской березы, в отделке использованы драгоценные камни и металлы. Чехлы — из кожи крокодила, питона, страуса, ската — украшены фантазийными бриллиантами и фурнитурой из стерлингового золота. Такие изделия персонифицированы именами заказчиков или особ, которым они подносятся в дар.
Впрочем, с точки зрения человечности, музеи оружия наиболее хороши тем, что из пистолетов и ружей, находящихся в них, ни в кого не стреляют. В связи с этим наблюдением вспомнилась история, увековеченная А. С. Пушкиным в его повести «Выстрел». Поэт был отпетым дуэлянтом и именно себя описал хладнокровным молодцем, уплетающим за обе щеки черешню под дулом пистолета своего противника. Правда, в жизни ответный выстрел так и не прозвучал.