Поправ убежденность в том, что нехорошо читать чужие письма, в приложение к ушедшим гениям обретаем дополнительную возможность осознать их величие.
Кто такой Лев Толстой, знают, кажется, все, включая аборигенов Австралии. Но только единицы из ныне живущих продолжают всерьез интересоваться его парадоксальной личностью — человеком, который до конца своих дней находился в поисках счастья.
Отчисленный из Императорского Казанского университета, Лев Толстой всю жизнь занимался самообразованием. Выйдя в свет, пристрастился к картежной игре, но вовремя спохватился и пошел служить в действующую армию, где даже был награжден за боевые заслуги. Глубоко верующий человек, Толстой отрекся от церкви и за «дерзость» иметь собственное мировоззрение был с сожалением объявлен Святейшим Всероссийским Синодом отпавшим от церкви. Великий писатель мирового и вневременного масштаба, он напечатал первое произведение, будучи двадцати четырех лет от роду, что в XIX веке квалифицировалось, как «очень поздно».
Писатель всю сознательную жизнь, то есть с юности, вел дневники, в которые заносил свои наблюдения и умозаключения. Он состоял в постоянной переписке со множеством значительных личностей своего времени. Благодаря этому можно достоверно проследить становление его характера, ход перемен в мировоззрении.
Самое любопытное, что идеи Льва Толстого в последние годы жизни напоминают социалистическое учение, хотя, в отличие от социалистов, он был убежденным противником революции: путь к человеческому счастью видел не в социально-экономических переменах, а в нравственном самосовершенствовании каждого человека. Умеренность желаний, скромная, чуждая роскоши жизнь, освобождение от страстей — таковыми, согласно Толстому, должны быть нравственные ориентиры. Граф, стесняющийся своего богатства, — ну чем не дауншифтер?
Стремление к простоте и определенная назидательность ярко проявились в творчестве позднего Толстого, то есть с 1889 по 1899 год. Извращенность жизни людей и общественного устройства становится его излюбленной темой — выстраданной и глубоко осмысленной. Повесть «Отец Сергий» — история человека крайне самолюбивого, приходящего через искушение плотью к простой смиренной жизни нищего странника. Пьеса «Живой труп» — о косности законов и власти, принуждающих опостылевших друг другу супругов к совместному сосуществованию. Сюжет повестей «Смерть Ивана Ильича» и «Хозяин и работник» — духовное преображение на пороге вечности.
В это же время Толстой работал над своим последним романом «Воскресение». И здесь в основе сюжета — нравственное возрождение падших душ. Изображая целую галерею персонажей из разных сословий — сановников, уголовных преступников, революционеров, автор выступает в роли безжалостного судьи общественного и государственного устройства. Ах, где бы сегодня взять такое «зеркало русской революции», как наименовал писателя «дедушка» Ленин?
С начала 1880‑х нарастает взаимное отчуждение в отношениях Толстого с женой и сыновьями. Писатель испытывал мучительный стыд из‑за богатства, которым обладал. Расхождение между учением, призывающим к отказу от богатства, и собственным образом жизни было для него нестерпимо тяжким.
Предоставив жене полную свободу на ведение хозяйства, он разделил все свое имущество между ней, сыновьями и дочерями. Точнее будет сказать, что Лев Николаевич поначалу намеревался раздать нуждающимся все свои материальные блага и средства, но этому воспрепятствовала угроза жены объявить его сумасшедшим и учредить над ним опеку. Софья Андреевна Толстая была чужда философствованию, она трезво смотрела на жизнь, отстаивая интересы благополучия семьи и обеспеченную будущность своих детей. В то же время Лев Николаевич Толстой «глазом не моргнув» предоставил всем издателям право на свободное печатание любых своих сочинений, вышедших после 1881 года, поскольку считал этот год началом собственного нравственного перелома.
Одно из самых удивительных заблуждений — что счастье человека в том, чтобы ничего не делать
Ощущая невозможность сохранения мира в семье и желая в полной мере последовать идеалу опрощения и трудовой жизни, Толстой покинул свою усадьбу в Ясной Поляне. Писатель намеревался ехать на юг, думал начать крестьянствовать. Но количество прожитых лет и истощенное нервными передрягами здоровье воспрепятствовали его намерениям. Лев Николаевич скончался 7 ноября 1910 года на станции Астапово Рязанской губернии… Ни гениальность, ни дауншифтинг счастья и бессмертия не гарантируют.