В эпоху Возрождения люди ценили себя очень высоко. И это не было гордыней или тщеславием. Гуманизм той поры доказывал, что человек в своих чувствах, в своих мыслях, в своих верованиях не подлежит никакой опеке, что над ним не должно быть чужой воли, мешающей ему думать и поступать, как хочется. На закате Средних веков и на заре Возрождения сначала Данте, а потом Петрарка и Боккаччо начали прославлять художников, уравнивая их с выдающимися государственными и военными деятелями. Один из них, который прославил себя сам, – Бенвенуто Челлини.
Выдающийся итальянский скульптор, ювелир, живописец, писатель, воин и музыкант эпохи Позднего Ренессанса (Чинквеченто) написал автобиографическую книгу «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции». Ставшая шедевром, она является одним из самых замечательных произведений литературы XVI века. Таких книг не писали до Челлини. И – справедливости ради стоит сказать – не писали и после.
Стендаль, неоднократно перечитывавший ее и высоко ценивший за правдивость, считал книгу самым достоверным свидетельством нравов той эпохи. Мемуары Бенвенуто Челлини написаны от первого лица, ярким разговорным языком. По его мнению, каждый человек, совершивший нечто доблестное, обязан поведать о себе миру, но приступать к этому благому делу следует только после сорока лет.
Место Челлини в истории искусств определяется, прежде всего, работами в области скульптуры. Его творчество оказало влияние на развитие маньеризма (ранняя стадия стиля барокко), когда стала заметной утрата ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком. Как человек Бенвенуто Челлини обладал взрывным неконтролируемым темпераментом, был нечист на руку, скор на расправу и несдержан на язык.
Вся его жизнь – сплошная череда убийств, тюрем, побегов из одной страны в другую, и все это оправдывалось отстаиванием своей художнической независимости. Челлини ненавидел какое-либо давление на себя и в книге приводит пример взаимоотношений с великим флорентийским меценатом герцогом Козимо Медичи, у которого он служил придворным ювелиром: «Жестокий самодур и тиран, Козимо решил украсить хоры церкви Санта-Мария-дель-Фьоре бронзовыми барельефами и поручил эту работу мне, но я по творческим соображениям никак не хотел за нее браться. Однако, зная крутой нрав государя, решил прибегнуть к дипломатии и каждый раз вежливо говорил, что сделаю все, что мне прикажет его высокая светлость, но так и не взялся за заказ».
Когда Челлини получал указки сверху, он совсем бросал работу. Будучи выше всякой меры сластолюбив, и большой охотник до женщин, он днями пропадал в их обществе. Когда Козимо велел запереть «блудливого кота» в мастерской, Челлини разрезал простыни, свил из них веревки и удрал через окно снова к своим подругам. Но стоило герцогу проявить мудрость и сказать Челлини, что он может работать, когда ему захочется, тот тут же с остервенением принялся выполнять его заказы.
Лучшее в книге – люди, замечательные зарисовки их характеров. Тут и римский папа с его «свиным глазом», и Джорджо Вазари, и простолюдин Паголо Миччери, который был учеником Челлини. Однажды Паголо вступил в связь с натурщицей Катериной, Челлини жестоко избил потаскушку до синяков, хотя она нужна была для работы. Изменника-ученика Бенвенуто заставил жениться на этой французской шлюхе, а затем каждый день вызывал ее к себе, чтобы рисовать и лепить, а заодно предавался с ней плотским утехам в отместку мужу-рогоносцу. В этом был весь Челлини.
Пускать в ход кулаки он начал с 13 лет, когда обучался ювелирному мастерству у малоизвестного ремесленника, за постоянные драки и поножовщину его не раз выгоняли из города. В более зрелом возрасте он убил нескольких ювелиров, имевших смелость критиковать его работы. Во время осады Рима Челлини был приставлен к пушкам и свершил много подвигов: меткими выстрелами убил Бурбона и ранил принца Оранского. Брат Бенвенуто скончался на его руках, получив пулю из аркебузы. Казалось бы, это обычный эпизод – на войне как на войне, но Челлини выследил убийцу и хладнокровно заколол его кинжалом.
Служа у французского короля Франциска, похитил из казны огромную сумму денег, также был обвинен в краже папских драгоценностей Ватикана. Все эти эпизоды заканчивались тюрьмой, но каждый раз он выходил на свободу – не могли монархи допустить гибели таланта, и брали его под свое крыло. Не оставляли попыток уничтожить Челлини и его недоброжелатели: подсыпали яд в еду, караулили темной ночью, но кинжал Бенвенуто оказывался проворнее.
Говоря о творчестве Бенвенуто Челлини, нужно сказать, что всю свою жизнь он обожествлял Микеланджело. У него он учился, на него ориентировался. В юности, изготавливая свои первые ювелирные изделия, он с успехом выдавал их за творения старых мастеров.
Большое влияние на ювелирные работы Челлини оказала должность начальника папского монетного двора. Первую громкую славу ему принесли медали с изображением знатных вельмож, которые, по сути, были монетами большого размера. Почти все они были переплавлены во время нескольких последующих войн.
С 1540 года Челлини жил при французском королевском дворе в Фонтенбло, этот период упоминается в связи с единственным дошедшим до наших времен ювелирным шедевром – большой солонкой Франциска I, хранящейся в музее Вены. О других изделиях можно судить по рассказам самого Челлини в автобиографии. О том, например, как папа заказал драгоценное украшение, в которое должен был быть вставлен прекрасный бриллиант. Все соперничающие мастера сделали различные фигуры и среди них просто для красоты вставили камень, но только Челлини пришло в голову использовать бриллиант так, чтобы ввязать его в композицию с мотивировкой: он сделал из бриллианта престол для Бога-отца.
Лучшая судьба у скульптур Челлини. Служа герцогу Козимо Медичи во Флоренции, он создал знаменитую статую Персея, держащего голову Медузы Горгоны. Это было творение столь прекрасное, что люди не уставали им восхищаться. За работу скульптор попросил у герцога десять тысяч скудо, а когда тот с большим скрипом дал всего три, начал манкировать его заказы. К другим сохранившимся шедеврам Челлини относятся бронзовый рельеф «Нимфа Фонтенбло», статуэтка «Борзая», бюст Козимо Медичи, статуи «Ганимед», «Аполлон и Гиацинт», «Нарцисс», бюст Биндо Альтовити и знаменитое «Распятие», ставшее последним значительным монументальным произведением мастера.
До нас дошла похвала итальянского живописца, архитектора и писателя Джорджо Вазари: «Челлини – непревзойденный мастер медальерного искусства, превосходящий даже древних, и величайший ювелир своего времени, а также замечательный скульптор».
Книга Бенвенуто Челлини вдохновила Александра Дюма на создание романа «Асканио», где описывается период жизни Бенвенуто Челлини во Франции под именем подмастерья Асканио и история его любви к дочери парижского прево – Коломбе. Находясь в одной из тюрем, Бенвенуто Челлини имел реальное видение (глюк, как сказали бы сегодня) – поднявшееся над стеной солнце, в середине которого находился распятый Иисус Христос, следом явилась Мария с Младенцем в виде рельефа. Такое может увидеть только воспаленный мозг художника, находящийся на грани реальности и сумасшествия. Это говорит о гениальности Челлини, что подтверждается примерами жизни других художников такого масштаба.