Первое пасхальное яйцо Фаберже как символ первоисточника жизни должно было стать вольной интерпретацией яйца, изготовленного в начале XVIII века. В нем была спрятана курочка, открыв которую, можно обнаружить корону, а в ней – кольцо. Но то, как смог Карл Фаберже из милой игрушки сделать серию выдающихся произведений ювелирного искусства, превзошло все ожидания. В декабре прошлого года в киевском Пассаже, что на Крещатике, состоялось торжественное открытие памятной доски ювелиру Карлу Фаберже. В рамках международного проекта во всех городах, где также были магазины или мастерские Фаберже, прошли подобные мероприятия.
Семья французов Фаври (позже измененная на Фаберже) в XVI веке бежала из страны, когда во Франции начались гонения на гугенотов. Один из потомков, Жан Фаври, оказался в нынешней Эстонии, где в его семье в 1814 году родился Густав Фаберже. В пятнадцать лет он отправился в Санкт-Петербург обучаться ювелирному делу, а в двадцать семь получил звание мастера ювелирного дела. Это было непросто, так как в это время северная столица была наводнена западными ювелирами высокого класса. Талант организатора, широкий ассортимент изделий, открытие салонов и постоянно меняющиеся оригинальные модные новинки – благодаря всему этому имя Фаберже было на слуху у знати, приближенной к императорскому двору.
Ювелирные украшения, столовые принадлежности, часы, портсигары и редкие хитроумные аксессуары, при изготовлении которых использовались золото, серебро, драгоценные камни, уральские самоцветы, хрусталь, – все это, обогащенное уникальным творческим видением, техническим мастерством и качеством, стало благодатной почвой для появления в мире русского ювелирного гения – сына Густава Фаберже Карла. Однако малая спираль семейной творческой эволюции закрутилась в обратную сторону: если Густав обучался в России, то Карл в четырнадцать лет поехал в Дрезден, где получил художественное образование, а позже во Франкфурте, Флоренции и Париже отшлифовал свое мастерство, вникая во все премудрости ювелирного искусства.
«Второе пришествие» Фаберже в Россию произошло в 1870 году. Карл Фаберже возглавил в Питере фирму отца, и уже через несколько лет на выставке «Русское художественное и промышленное искусство» получил золотую медаль за копии древнегреческих сокровищ из керченских археологических находок. Настоящую всемирную славу Карлу Фаберже принесли пасхальные яйца. Внутри каждого «золотого яичка», ювелирной «писанки», усыпанной бриллиантами и другими драгоценными камнями, находился сюрприз, который просто ошарашивал своей неожиданностью и превосходил по красоте «скорлупу». Часто это были эмалевые миниатюры с портретами тех, кому яйцо посвящалось. Яйца изготавливались с часами, заводными петухами, кукушками, курочками, змеями и диковинными птицами. Внутри некоторых «сюрпризов», как у матрешки, находились другие неожиданные предметы или при открывании звучала музыка.
С 1885 по 1917 годы в руках или под руководством Карла Фаберже «снеслись и вылупились» шедевры – 71 яйцо. Будучи «Поставщиком Двора Его Императорского Величества», Карл почти все пасхальные яйца создавал как подарки, предназначенные для императора Александра III и его супруги, императрицы Марии Федоровны, и позже по заказам последнего русского царя Николая II. Ни одно из яиц «Императорской коллекции» или изготовленных, например, для семьи Ротшильдов, герцогини Мальборо, Эммануэля Нобеля и Феликса Юсупова, никогда не повторялось и было уникально как по красоте, так и по техническому совершенству.
Изготовление каждого яйца занимало практически год. Авторство яйца упоминалось, но не являлось определяющим его художественную ценность, большее их количество делал не сам знаменитый ювелир. Главным было клеймо, удостоверяющее принадлежность к Дому Фаберже. Многие ювелиры, работавшие у Фаберже, владели собственными фирмами, но считали честью участвовать в исполнении таких заказов. Интересно, что для частных лиц Карлом Фаберже тайно выполнялись заказы на пасхальные яйца, которые никогда не заносились в расходные книги или документировались бы иным способом.
Пример неожиданного открытия – выставленное на продажу осенью 2007 года изделие Фаберже, названное «Яйцо Ротшильдов», которое оставалось неизвестным целое столетие. По документам на фирме Фаберже было изготовлено 71 яйцо, до наших дней дошло 62. Почти все они хранятся в государственных музеях. Из «Императорской коллекции» сохранилось 46, а об остальных известно только по описаниям и фотографиям.
Считается, что только одно яйцо – «Георгиевское» – смогло покинуть большевистскую Россию вместе с его законной владелицей в 1918 году в багаже императрицы Марии Федоровны, бежавшей через Крым на свою родину, в Данию. Остальные осели в Петрограде, часть была украдена, а оставшиеся перевезены в новую столицу, в будущее Алмазное хранилище Кремля, но и там их ждала варварская сущность большевиков – по приказу Сталина 14 из них было продано, причем, как утверждают, цена некоторых составляла меньше чем 400 долларов. Чекистам специальным декретом разрешалось оставлять пять процентов реквизированного на собственные нужды, поэтому они старались первыми захватить дворцы и наиболее богатые особняки. Яркой иллюстрацией тому стал комиссар Земелс, который по приказу о судьбе имущества Карла Фаберже не имел права изымать драгоценности, но это его не смутило, и все, что ему приглянулось, прилипло к рукам и кануло в небытие.
Самым знаменитым считается яйцо Фаберже «Коронационное» в виде копии императорской кареты при коронации Николая II, изготовленное ювелирами Михаилом Перхиным и Георгом Штейном. Самым любимым яйцом императрицы Александры Федоровны было «Ландыши», также изготовленное Михаилом Перхиным. В нем выдвигались вверх три медальона с портретами императора и двух его старших дочерей – Ольги и Татьяны.
Самым большим яйцом является «Кремль». Оно представляет собой Успенский собор с заводными часами. Через окна собора виден интерьер храма. Самое загадочное произведение великого Фаберже недавно вернулось в Россию. Деревянное яйцо без намека на роскошь, проданное в 1917 году за 12 тысяч рублей, сегодня стоит несколько миллионов долларов. Потому что это последний заказ последнего русского императора к своей последней Пасхе. О нем не знали на протяжении восьмидесяти лет. А тот, кто знал, предпочитал все эти годы молчать…
Яйца изготавливались в разных художественных стилях, преимущественно в неоклассицизме, рококо и модерне. Тяжело переживая произвол новой власти, а особенно – расстрел царской семьи, Карл Фаберже в конце 1917-го перебрался в Ригу, а оттуда – в Германию, где тяжело заболел, был перевезен на лечение в Швейцарию, но в сентябре 1920 года скончался. Сыновья Карла пытались возродить дело отца в Париже, однако им это не удалось, лицензия торговой марки была продана.
В 2009 году ювелирный Дом «Фаберже» получил новую жизнь в коллекциях, создаваемых парижским ювелиром Фредериком Заави. По словам правнучки великого мастера Татьяны Фаберже, которая наблюдает за сохранением художественных традиций фирмы, Заави принадлежит к касте талантливых одиночек, создающих настоящие произведения ювелирного искусства для узкого круга очень состоятельных и весьма искушенных клиентов. Все изделия, как и прежде, создаются в единственном экземпляре и никогда не повторяются. Но как бы ни был искусен Заави или другой современный ювелир, достичь славы Карла Фаберже не удастся никому.