Чудо на берегу Донца - Журнал Platinum

Чудо на берегу Донца 0

Здешние монахи считают, что основателями пустынножительства в Святых Горах стали выходцы из Киево‑Печерской лавры, бежавшие от нашествия монголо-татар в донецкие степи в середине XIII века. Однако самое первое письменное упоминание о местности Святые Горы в качестве южного сторожевого поста Российского государства относится к 1526 году.

Святые ГорыО тех далеких временах напоминают пещерные ­сооружения, сохранившиеся до нашего времени: часовня, две усыпальницы, находящиеся на разных ярусах, пещерный храм Рождества Иоанна Предтечи, храм святителя Николая на скале, подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Киево‑Печерских, монашеские кельи внутри меловой скалы.

По древнему преданию «Святое место», что неподалеку от Святогорского монастыря, закрытое с трех сторон неприступными отвесными горами и густым лесом, было также и крепостью. Время стерло следы пушечной батареи, но в Святогорском Синодике упоминается о ратных деяниях монаха-пушкаря Иакова. Другими свидетельствами того смутного и кровопролитного времени, когда обитель подвергалась частым татарским разграб­лениям, являются грамоты Святогорских настоятелей, обращавшихся в трудные для монастыря минуты за помощью к власть предержащим.

Большинство же письмен повествуют о том, что во все времена монахи жили своими трудами: возделывали огороды, шили обувь и одежду, вели строительство, писали иконы. Главным источником доходов монастыря в древности был перевоз через реку, который находился в монастырских урочищах выше Святогорской обители, носил название Великий перевоз и был, по существу, единственной переправой через Северский Донец в этих краях. Им пользовались не только промысловики, охотники, солевары, но даже и послы иностранных государств, из-за чего и проходившая здесь дорога носила название Посольский шлях.

В XVIII веке уменьшилась опасность со стороны татар, но обитель постигло другое бедствие – моровая язва, которая принесла опустошения не менее значительные, чем татарские набеги. Однако несравнимо тяжким испытанием стало упразднение монастыря в 1787 году по указу императрицы Екатерины II. Известно, сколь государыня всея Руси не жаловала Украину, уничижительно именовавшуюся тогда Малороссией. Принадлежавшие монастырю деревни, земли и угодья были отобраны в казну, а три года спустя новым владельцем Святогорья стал фаворит любве­обильной царицы – Григорий Потемкин, князь Таврический.

Через долгих 57 лет, уже по указу другого императора – Николая I, Святогорский монастырь был восстановлен во владениях и правах. И в следующие более чем полвека святая обитель воистину ожила и окрепла, словно по особому Божьему благословению. Число населявших ее достигло 700 человек. Вместо ветхих строений были заново возведены корпуса: иеромонашеский, просфорнический, казначейский, настоятельский. На южном склоне Святых Гор обустроили так называемый экономический хутор, на котором находились монастырское хозяйство, больница с церковью и пасека. В самой обители было заведено множество мастерских: столярная, слесарная, малярная, кузнечная, портняжная, сапожная, иконописная и другие.

В монастыре работала и собственная студия, которой заведовал основательно знавший искусство фотографии монах Тимон. Многие его снимки, сделанные в то время, сохранились доныне и поражают своим качеством даже современных фотографов.
В окрестных селах монастырем были открыты школы, в которых преподавали грамоту, церковное пение и прикладное искусство. Число учеников превышало 300 человек. Монастырь всегда привечал богомольцев и странствующих любого сословия, давал пристанище, кормил и поил бесплатно. Обычаи и порядки тут были таковы, что среди местного населения ходила поговорка: «Хорошо, как в Святых Горах».

В августе 1861 года Святогорская пустынь торжественно принимала императора Александра II с императрицей Марией Александровной и их детьми. Государь с семейством посетил несколько храмов и пещеры, а также вручил отцу-настоятелю золотой крест, украшенный алмазами и изумрудами.

Во время Первой мировой войны, будучи одним из крупнейших и обеспеченных в епархии, Святогорский монастырь оказывал помощь раненым воинам и беженцам. Некоторые иеромонахи несли службу полковыми священниками в армии и на флоте. Октябрьская революция и становление советской власти трагично отозвались на дальнейшей судьбе Святогорского монастыря, разграбление которого началось уже с января 1918 года. Религиозность и послушание перестали быть достоянием, равно как иконы и царские дары, традиции и историческое наследие. Что-то обрекалось на уничтожение, иное нивелировалось до предметов купли-продажи. Уже следующей весной в монастыре была размещена детская колония, а окончательное вытеснение монашеской общины завершилось в течение трех лет полной ликвидацией монастыря, вместо которого был образован дом отдыха для трудящихся Донбасса.

Были сбиты главы с церквей, изуродованы росписи, нарушена целостность архитектуры, разграблены церковная утварь и драгоценности из монастырской казны. Соборный храм перестроили под кинотеатр, а церковь Покрова Божией Матери – под водолечебницу. Позже некоторые церкви и постройки были разрушены до основания, в одном подземном храме устроено овощехранилище, просуществовавшее до 1986 года, а в другом организован музей антирелигиозной пропаганды, экспонаты которого необъяснимо и бесследно исчезли во время Великой Отечественной войны.

Один из перенесших гонения монахов, иеродиакон Авраамий, с 1913 года вел личный дневник, куда заносил исторические события и свои размышления о происходящем. Часть этого дневника сохранилась до наших дней и находится в архиве Святогорского монастыря. И страшно, и горько перечесть о равных по своему безобразию бесчинствах как фашистских захватчиков, так и наших соотечественников.

Лишь в 1992 году была вновь открыта Святогорская оби­тель. С тех пор и по сей день здесь восстанавливаются храмы, возводятся новые постройки. Благодаря помощи благотворителей в 1997 году в обители вновь зазвонили колокола, сегодня их на большой колокольне 17. Самый тяжелый, названный Игуменским, весит более 6 тонн. Собор украсился резным пятиярусным иконостасом с иконами, писанными на золоте, и двенадцатью вызолоченными паникадилами…

В конце 2003 года Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория им. Артема жилые и хозяйственные строения. 9 марта 2004 года Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о присвоении монастырю статуса лавры. Таким образом, Святогорский монастырь стал третьей в Украине лаврой (после Киево‑Печерской и Почаевской).

Столетиями неустанно катит Северский Донец свои быстрые воды, в которых отражаются поросшие дивными лесами Святые горы. Как и в далекие времена, день в лавре начинается чтением утренних молитв. После чего монахи, которых теперь уже более ста человек, приступают к послушаниям. Экскурсии по территории монастыря – тоже в их ведении. А для этого мало быть просто образованным человеком, необходимо обладать поистине энциклопедическими знаниями, ведь обитель посещают не только туристы и паломники, здесь бывают ученые, деятели культуры, иностранные делегации. Но, как показывает история, в еще большей степени требуется обладание столь редкостными в наше время достояниями: терпением, милосердием и великодушием.

Previous ArticleNext Article