Из ста восьми фантастических идей Жюля Верна неосуществленными оказались только десять. Такой прозорливости могут позавидовать и ученые, и пророки. Самый «ленивый на подъем» писатель хотел видеть человека разумным творцом и исследователем, а под конечной целью всех исканий понимал благо и счастье каждого. Что понятно и актуально во все времена.
Его имя стало известно в 1863 году, сразу после выхода первого романа «Пять недель на воздушном шаре», но автору на тот момент было уже тридцать пять лет. До этого Жюль Верн пытался приобрести профессию адвоката, на чем настаивал его отец, затем – биржевого маклера. Он искал призвание в поэзии и драматургии. Но девушка, которой Верн посвящал стихи, предпочла ему другого, более состоятельного, а театральные антрепренеры не видели в его пьесах и намека на приличные кассовые сборы.
И тем не менее он продолжал упорно искать свой путь в литературе, одновременно внимательно и увлеченно следя за развитием науки и техническими открытиями. Верн усиленно и скрупулезно изучал географию, астрономию, геологию, биологию, химию, баллистику, математику, этнографию, лингвистику. Его знания постепенно приобретали энциклопедический характер, тем более что все новые сведения Жюль заносил в начатую им еще с юности специальную картотеку, которая к концу его жизни насчитывала более двадцати тысяч объемистых тетрадей.
Первым читателем рукописи романа «Пять недель на воздушном шаре» был его друг Дюма-сын, который и познакомил начинающего фантаста с одним из крупнейших на то время издателей Пьером Этцелем. Собиравшийся основать серию для подростков под названием «Журнал воспитания и развлечения» Этцель сразу понял, что знания и способности Верна во многом соответствуют его планам, и предложил ему постоянное сотрудничество, подписав договор на 20 лет. Впоследствии они были очень дружны, и Этцель проявлял в отношениях с писателем исключительное благородство, особенно по части финансов.
За последующие сорок с лишним лет Жюль Верн написал почти семьдесят романов. Вот уж лентяй так лентяй! Нет чтоб мотыгой или кувалдой вкалывать, а перышком по бумажке – каждый мастер… Существует весьма широко распространенное мнение, что писатель в своих произведениях «преклонялся перед могуществом техники и уповал на ее всесилие». Иногда, впрочем, его биографы неохотно признавали, что к концу жизни фантаст стал более пессимистичен. На самом деле пессимизм Жюля Верна в последние годы его жизни объяснялся плохим здоровьем: диабет, потеря зрения, пулевое ранение ноги причиняли ему постоянные страдания. Однако же творить он продолжал до самой своей кончины.
Создатель подводной лодки американец Саймон Лейк говорил, что идея построить подобное судно была подсказана ему Жюлем Верном. Константин Циолковский, «отец» и родоначальник космонавтики, утверждал, что Жюль Верн своим математическим обоснованием идеи космических полетов вызвал в нем «работу мозга в этом направлении». Великий химик и «чемоданных дел мастер» Дмитрий Менделеев, увлеченный таинственной Арктикой, неоднократно перечитывал «Путешествия капитана Гаттераса» и называл французского писателя «научным гением».
Некоторые произведения были опубликованы после смерти автора. В 1914 году это был роман «Удивительные приключения экспедиции Барсака», в котором показано, как человек, используя научные и технические достижения ради удовлетворения своих эгоистических целей, может разрушить все, что когда бы то ни было создано.
Говоря о взглядах Жюля Верна на общество будущего, нельзя не вспомнить еще один его роман. В свое время «Париж в ХХ веке» совершенно не понравился издателю за «беспробудный пессимизм», а потому был отставлен и забыт. Обнаруженный лишь к концу ХХ века в старом сундуке правнуком писателя при очередном переезде, роман впервые увидел свет в 1994 году.
Герои книги, написанной столетием (!) раньше, раскатывают по Парижу на машинах, «работающих по принципу расширения воздуха за счет сгорания газа», и в метро. Огромные «электрические канделябры» на центральных улицах освещают чудовищных размеров рекламные надписи. А в домах «из стекла и серебристого металла» полным ходом идет работа. И над городом парит ажурная башня, та, которую построит Эйфель лишь в 1889-м. «Машина снимает копии писем, и 500 служащих непрерывно отправляют их по адресам». Да это же ксерокс! А вот «фотографический аппарат, который позволяет отправлять факсимиле любого текста или рисунка, подписывать векселя или контракты с партнером, находящимся на расстоянии 5 тысяч лье». Факс!
Телефонная сеть опутала всю планету: «Чтобы связаться с Америкой из Европы, требуются считанные секунды». Ну конечно – сотовая связь! И ни одно уважающее себя учреждение не обходится без компьютера: «Инструмент, чем-то напоминающий пианино. Вы нажимаете на клавиши и тотчас получаете данные любого характера, производите различные операции и расчеты».
Согласитесь, достаточно подробное описание, особенно если учесть, что сделано оно в век арифмометров… В сознании писателя словно пересеклись две реальности – размеренный 1863 год и безумный ХХ век. Кроме того, Жюль Верн еще и польстил сегодняшним современникам, «ускорив прогресс» на четверть столетия…
Он описывал и такие изобретения, до которых не додумался ни один из ученых его времени: разрушение материалов электрической искрой, силовой руль для морских судов, небьющееся стекло, хирургическая трансплантация… В современнойВерну научной литературе нет и намека на подобные идеи. Например, патент на газоразрядные светильники, которые освещали каюты знаменитого «Наутилуса» капитана Немо, был выдан лишь в 1938 году. А как можно было в 1905-м предсказать сверхпроводимость, когда для всей науки шесть лет спустя это открытие явилось полной неожиданностью? И все его пророчества – от многочисленности телевизионных каналов до результатов сумасбродства сегодняшних генетиков – в описаниях настолько точны, что невольно напрашивается мысль: а не сумел ли месье Верн изобрести диван, перемещающийся во времени?
Еще один миф о жизни писателя нарек его заядлым домоседом. На самом деле Жюль Верн был неутомимым путешественником. На своей яхте «Сен-Мишель», а у Верна сменилось три яхты под этим названием – от небольшого рыбацкого баркаса до настоящей двухмачтовой шхуны, снабженной мощным паровым двигателем, он дважды обошел Средиземное море, посетил Португалию, Италию, Англию, Шотландию, Ирландию, Данию, Голландию, Скандинавию. Наблюдения и впечатления, полученные во время этих походов, постоянно использовались писателем в его книгах. Что же касается плавания в Америку на пароходе «Грейт Истерн», то ему посвящен роман под названием «Плавучий город».
В итоге в знаменитую жюль-верновскую серию «Необыкновенные путешествия» вошло шестьдесят два романа и два сборника рассказов. Если же говорить об остальном литературном наследии автора, то к нему относятся, помимо того, еще шесть романов, более тридцати очерков и статей, почти сорок пьес, капитальные научно-популярные труды «Иллюстрированная география Франции и ее колоний», «Научное и экономическое завоевание Земли», а также «История великих путешествий и великих путешественников» в трех томах.
Наступило третье столетие, в котором Жюль Верн является одним из наиболее часто публикуемых писателей во всем мире. Его произведения переведены чуть ли не на все языки. И трудно сосчитать количество поколений мальчишек и девчонок, которые зачитывались книгами фантаста.
Его герои лишены эгоизма и лицемерия, корыстолюбия и жестокости, лживости и коварства. И ленивыми никого из них не назовешь. Казалось бы: нет ничего скучнее книжного идеала. Но вместе с тем они настолько реальные и живые, что невольно начинаешь верить в их существование на самом деле. А лихо закрученный сюжет с приключениями и неожиданными перипетиями очень ловко превращает набор научных сведений, которыми переполнен каждый роман, из скучного учебно-назидательного трактата в увлекательнейшее чтение. Вот бы все учебники писались подобным образом. Глядишь, и интеллектуальный уровень молодого поколения подрос бы…