Олег Палыч… Обломов - Журнал Platinum

Олег Палыч… Обломов 0

Мир перевернулся! Ученые потирают от нетерпения руки и готовы клонировать людей, продюсеры одним щелчком за минуту могут сделать из любой смазливой посредственности звезду, мошенники от искусства, как фальшивомонетчики, штампуют сериалы «а-ля ­дебил», но настоящий талант все еще остается новостью, которую нельзя опошлить. Олег Табаков не из тех актеров одной роли, которые, сыграв героя-любовника, наутро проснулись знаменитыми. Постижение мастерства методом step by step сделало каждый его шаг как открытием самого себя, так и ­неожиданным подарком зрителю.

Олег ТабаковНа счету Олега Табакова более 120 ролей в кино. В этом ряду – такие яркие и запоминающиеся, как Николай Ростов в «Войне и мире» (1968), Вальтер Шеленберг в «Семнадцати мгновениях весны» (1973), король Людовик XIII в «Д’Артаньяне и трех мушкетерах» (1978)… и, конечно, незабвенная «домомучительница» мисс Эндрю из «Мэри Поппинс, до свиданья!». Генералы, инженеры, режиссеры, президенты, голоса из мульт­фильмов… роли, роли, роли… работа на износ вплоть до инфарктов.
Но Табаков не был бы Табаковым, если бы не тащил на себе еще руководство двумя театрами – МХТ им. Чехова и своей «Табакеркой». А еще преподавание, режиссура, продюсирование…

И все-таки он прежде всего – Артист. Именно так, с большой буквы. Потому что его можно любить или не любить, можно принимать или отвергать, можно хвалить или критиковать – это уж у кого на что хватит вкуса, совести и образования. Но не заметить или остаться равнодушным к его работам нельзя. А тем более забыть какую-либо из них, однажды увидев. Одна из ярких работ в кино стоит в творческой судьбе Табакова особняком: Илья Ильич Обломов. Безусловный актерский шедевр стал парадоксом, на долгое время «припечатавшим» лень русского барина к человеку, начисто лишенному в жизни обломовских черт.

Олег ТабаковНикита Михалков, приступая в 1979 году к съемкам фильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», долго выбирал, кому отдать главную роль, и никогда позже не жалел о своем выборе. Режиссер откровенно симпатизировал Илье Ильичу, утверждая, что наличие лености и бездеятельности ни в коей мере не может «перевесить» богатства чистой русской души. Его Обломов – не паразитирующая личность, он просто обычный человек, со своими слабостями, с желанием любить и быть любимым.

Обломов «пробуждается от спячки», когда в его жизнь входит любовь. Просыпаются силы, энергия, стремления. Он снимает дачу по соседству с возлюбленной Ольгой Ильинской, с которой его знакомит друг детства Андрей Штольц. Куда деваются уныние и безделье! Одно слово Ольги – и он своими руками за ночь выкорчевывает огромный куст, чтобы не портил вид из окна. А утром идет к этому окну – трогательный в своей нелепой вязаной шапочке и пледе, накинутом на плечи. Ольга видит его и счастливо смеется. Оба рады этому незабываемому утру чистой любви. Она еще не понимает, что Обломов «не от мира сего». Он еще не знает, что любимую у него заберет Штольц. Впрочем, он сам, добровольно, ее отдаст, потому что не может предать друга детства и всем сердцем желает ему и Ольге счастья.

Мир изменяется, неизменны только люди – это и порождает классику

А у Штольца – другие жизненные принципы: надо работать, изучать языки, экономику, «ходить в присутствие», писать доклады, соблюдать «табель о рангах», и тогда «наживешь не одну деревню Обломовку, а десять». Штольц, в трактовке Михалкова, отражает реальную угрозу наступающего прагматизма, пожирающего духовность. Чиновничья жизнь показана в картине столь выразительно, что сразу становится ясно, почему Обломов боится и сторонится ее. Поэтому Ольга гибнет, нет, не физически – нравственно, становясь обывательницей под напором накопительства, перерастающего в алч­ность.

Бесконечно много дает сердцу умного и чуткого зрителя переплетение музыкальных произведений Винченцо Беллини и Сергея Рахманинова в обработке композитора фильма Эдуарда Артемьева, а пронзительный детский голосок «Маменька приехала!» становится их камертоном. Фильм рождает у зрителя мысль: человечество утратило в нарочитой борьбе с «обломовщиной» самое себя, подменив деловитостью и прагматизмом денежных знаков светлые чувства и духовные идеалы. Хуже всего, если безвозвратно.

Previous ArticleNext Article