То, какие изменения претерпело это маленькое островное государство за несколько лет своей независимости, иначе как чудом не назовешь. До 1965 года, Сингапур был одной из самых бедных стран третьего мира. Город-государство, не имеющее природных ресурсов, вынужденное завозить даже пресную воду, перевалочный порт и… покорный, нищий и трудолюбивый народ.
До прихода к власти Ли Куан Ю, Сингапур был одной из самых коррумпированных стран в мире. Взятки брали все – от полицейского до министра. В стране вольготно чувствовала себя китайская мафия – триады, специализировавшаяся на наркотиках. Первое, что сделал новый лидер – начал жесткую борьбу с коррупцией, при этом не щадил ни своих, ни чужих. Расстреливались не только члены кабинета министров, но родственники и друзья, уличенные в коррупционных действиях. При этом не надо было доказывать, «кто верблюд». Если расходы государственного чиновника не совпадали с доходами, выжить ему не представлялось никакой возможности.
Были заменены все судьи и полицейские. Вновь пришедшим установлены зарплаты во много раз выше – так пресекались и соблазн, и оправдательная аргументация. Столь жестоко были подавлены и триады. В стране по сей день существует смертная казнь, и еще – наказание палками, как альтернатива, за менее серьезные преступления. Попытки американцев вмешаться и провести демократизацию на свой манер были также пресечены – агентов ЦРУ сажали в тюрьму. Сингапуру даже удалось получить извинения от правительства США и компенсацию в сто миллионов долларов за противоправные действия американской разведки.
В страну хлынули иностранные инвестиции, привлеченные прозрачными и выгодными условиями ведения бизнеса. Стимулировалось собственное производство, создавались высокотехнологичные отрасли промышленности, имеющие в товаре максимум прибавочной стоимости. При этом доля экспорта всегда превышала импорт – страна не нажила долгов.
Помните слова И. В. Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача»? Новые лидеры государства в один прекрасный день решили трактовать его слова по-новому. И это не шутка, потому как в 1984 году Ли Куан Ю, премьер-министр Сингапура, разработал новую концепцию воспитания молодого поколения, в основе которой лежала наука евгеника. Своего рода селекция, только не груш и яблок, а людей. Ли Куан Ю предложил «выведение», если можно это слово применить к человеку, нового – здорового и умного – поколения сингапурцев. Для этого были приняты меры по созданию семей, в которых бы и муж, и жена имели высокий уровень интеллекта. В таком союзе, предположительно, должны рождаться еще более умные дети. И, как бы фантастично ни звучала эта идея, ее удалось воплотить в жизнь.
В стране была введена соответствующая социальная политика. Суть ее заключается в том, что под патронажем государства работают два своего рода брачных агентства – Отделение социального развития и Служба социального развития, задача которых – создавать брачные союзы между мужчинами и женщинами, равными по уровню интеллекта и образованности. Отделение социального развития опекается грамотными молодыми людьми, имеющими высшее образование. В то время, как Служба социального развития занимается молодежью с низким уровнем интеллекта. Обе организации укомплектованы профессионально подготовленными кадрами: психологами, врачами, социологами.
Для достижения своих целей государство не скупится на инвестиции. Созданы сети спортивных клубов и кафе, где молодежь может общаться. Разработан ряд дополнительных мотиваций, а именно: мужчина, который берет в жены женщину с высшим образованием, получает денежное вознаграждение; женщины без высшего образования платят штраф за рождение второго ребенка; а малограмотным предлагают пройти стерилизацию, компенсируя это приобретением квартиры за счет государства. Образованная девушка, вступившая в брак с образованным молодым человеком, обязана родить троих детей, что весомо поддерживается дополнительными льготами. Все дети в стране имеют равные права на получение образования. Плата за обучение невысока, так как государственные общеобразовательные учреждения широко субсидируются правительством. Обучение ведется на английском языке, а родной язык идет как общеобразовательный предмет. Таким образом, все выпускники в совершенстве владеют двумя языками.
Во всех школах, независимо от умственных способностей ее учеников, самое пристальное внимание уделяется физическому и нравственному воспитанию детей, работают разнопрофильные кружки и секции. Детям, практически, не остается времени на просмотр телепередач и компьютерные игры. Однако равные условия для развития и обучения дети имеют только до двенадцати лет. По достижении этого возраста специальные агентства, приглашаемые из Англии, дабы родители не имели влияния на сотрудников, проводят тест, который определяет уровень интеллекта ребенка. Другими словами, все дети получают определенный статус, согласно своему IQ. После этого, самые одаренные ученики отправляются учиться в элитные школы страны. Одна из них, Raffles, занимается подготовкой будущей государственной элиты. В ней учатся дети как богатых, так и бедных родителей. Последних субсидирует государство. Окончив школу, молодые люди поступают в высшие учебные заведения и продолжают посвящать себя исключительно учебе, ведь цель каждого сингапурца – достичь финансового успеха.
В период учебы в ВУЗе молодежь ни в коем случае не должна задумываться об отношениях с противоположным полом и о создании семьи, им вообще с малых лет внушается, что об этом позаботится государственная служба. Молодых людей в Сингапуре не беспокоит и будущее трудоустройство, так как на момент обучения, они уже знают, где будут работать дальше.
Крупные фирмы и корпорации пристально наблюдают за детьми, отбирая себе будущих работников. Что парадоксально, страна нуждается в специалистах низкой и средней квалификации, которых теперь приходится завозить из-за границы.
Особое место в системе воспитания маленьких граждан отводится культуре поведения. Это и не мудрено – за несоблюдение установленных норм приходится выкладывать кругленькие суммы. Так за брошенную на улице бумажку штраф 270 долларов США, а за не спущенную воду в общественном туалете – 180.
Наркомании в стране нет – за распространение наркотиков смертная казнь. Кстати сказать, в Сингапуре практически отсутствует и преступность. Однако настораживающее звучит заявление директора Отделения социального развития Сюзан Шан. На вопрос: «Не слишком ли сильно государство вмешивается в личную жизнь молодых сингапурцев?», она ответила: «Правительство расходует астрономические суммы на образование. Справедливо, что взамен оно хочет получить потомство, которое обеспечит благополучие острова…». Складывается впечатление, что речь идет не о живых людях, способных мыслить, чувствовать, любить и ненавидеть, а о подопытных кроликах, над которыми искусный биолог проводит свои эксперименты по выведению новой породы. Остается только верить, что польский поэт и философ Станислав Ежи Лец не ошибался, когда говорил: «Многие бумеранги не возвращаются – они выбирают свободу».