Согласно китайской астрологии, человек, родившийся в год Дракона, — обладает высоким интеллектом и природными талантами, что позволяет представителям этого знака добиться высот в творчестве и карьере. У китайских «драконов» широкая душа и доброе сердце, а наши, доморощенные, могут спокойно скушать ни в чем не повинную жертву, которую ему услужливо поднесут «доброжелатели-прихвостни» (ну это те, которые прячутся под хвостом дракона). Достаточно вспомнить разгул «хищника» в 1937 году. Китайские «дракоши» всегда в центре внимания, любимы и обласканы, но им никогда не подружиться с «кощеями».
Элина Быстрицкая родилась в драконьем 1928 в Киеве. Ее отец – Авраам Быстрицкий – был военным медиком, а мама – гражданским. Девочка росла в компании друзей своего двоюродного брата, играла в мальчишеские игры, дралась, стреляла из рогатки, резалась в биллиард. Последний сопровождает ее всю жизнь, и наивные мужчины могут крупно залететь, сразившись с «женщиной» в пирамидку на деньги.
От девчачьих увлечений у нее был только домашний театр. В день «премьеры» на площадке парадного подъезда соседи из квартир выносили стулья для «партера». Бабушкина широкая юбка служила занавесом. Труппа – подружка и братец – веселили публику песнями, стихами и танцами.
Перед самой войной капитан медицинской службы Авраам Быстрицкий получил назначение в Нежин и, возможно, это спасло семью от геноцида в Бабьем Яру. Когда линия фронта приблизилась к Нежину и больницы переполнились, Элина помогала матери ухаживать за ранеными бойцами. Отступая вместе с Красной Армией, Быстрицкие оказались в Астрахани, где Элина, учась в школе, поступила и на курсы медсестер, окончила их и стала работать санитаркой в госпитале.
«Мне никогда не говорили о моей внешности. Впервые я услышала об этом в 13 лет. Разговаривали двое раненых: «Посмотри, какая хорошенькая девушка!» Оглянулась – никого… Потом долго смотрела в зеркало – ничего интересного не нашла. Мама воспитывала меня очень строго…» Воистину: настоящая красавица – та, что не догадывается о своей красоте.
Незадолго до Победы семья вернулась в Нежин, и Элина поступила в медицинский техникум. Как участницу войны и практиковавшую медсестру, ее сразу приняли на второй семестр. Однако на первом же практическом занятии, когда на ее глазах скончался пациент, ей стало плохо, и она поняла, что никогда не сможет стать врачом, но обучение закончила с дипломом акушера-гинеколога и пятнадцатью новорожденными, которых она приняла на практике в роддоме.
Поступая в киевский театральный институт, Элина в качестве «поддержки» взяла с собой отца. В присутствии дочери тот заявил ректору: «Объясните моей дочери, что ей нечего делать в вашем институте». Ректор внял просьбе уважаемого военврача. Однако «пути Господни неисповедимы», поступив в педагогический, Элина вела танцевальный кружок, который отличился в районном конкурсе и ее премировали путевкой в Дом отдыха. Там Быстрицкая познакомилась с настоящими актерами, которые «задурили красивой девушке голову» и посоветовали ей заняться театром. Пединститут – побоку, и она уже студентка Киевского института театрального искусства имени Карпенко-Карого.
По распределению Элина должна была ехать в Херсон. Прибывший оттуда главный режиссер-дракон, «положил глаз» на красавицу, о будущих главных ролях уклончиво сказал: «Поживем – увидим» и пригласил в ресторан. Она «жить» с «постельным режиссером» отказалась и, подняв волну возмущения в отделе кадров, уехала к родителям, которые в то время жили в Вильнюсе.
В местном театре ее взяли охотно, и первой же премьерой она «добила» отца-скептика в его ошибке.
Первый успех в кино пришел к актрисе в 1955 году, когда она снялась вместе с Сергеем Бондарчуком в « » на «Ленфильме». В картину «о буднях советских врачей» ее пригласили после гастролей Вильнюсского русского театра в Ленинграде. После фильма много девушек и юношей пошли учиться в медицинские вузы. Элина Быстрицкая посчитала это сатисфакцией за свою неудавшуюся карьеру врача.
Ее звезда взошла после того, когда она блистательно сыграла роль в знаменитом фильме «крупнейшего дракона» Советского кинематографа Сергея Герасимова, «Тихий Дон». Шолохов после показа фильма признал в ее «Аксинье» настоящую донскую казачку. Потом были «Леля» в «Добровольцах», «Ксения» в фильме «Все остается людям». Но именно роль «Аксиньи» не только стала визитной карточкой актрисы, но и принесла ей зрительскую любовь на долгие годы.
После громкого успеха в кино Элина Быстрицкая смогла поступить в труппу московского Малого театра. Ее мечта выйти на одну сцену с легендарными актерами: Яблочкиной, Турчаниновой, Пашенной, Бабочкина, Жаровым, Ильинским, Царевым, Кенигсоном… осуществилась.
Как и у многих актрис, всецело посвятивших себя творчеству, личная жизнь Элины Быстрицкой долго не складывалась. Лишь в конце шестидесятых Быстрицкая связала свою судьбу с человеком, не имеющим отношения к театру. Но через двадцать семь лет счастливой супружеской жизни они разошлись, Быстрицкая не смогла простить измены мужа. С тех пор она одна.
Мало кто знает, что целых семнадцать лет Элина Авраамовна Быстрицкая возглавляла Федерацию художественной гимнастики СССР… Как вспоминает сама актриса: «Однажды я приехала поддержать нашу команду, которая уезжала на чемпионат мира в Базель. Потом гимнастки отправились на обед, а я решила пойти в зал и вспомнить, что умею (все-таки когда-то занималась хореографией). Там я увидела, что одна из гимнасток не ушла обедать, а продолжает тренироваться. Я сразу поняла, что это за характер… Звали ее Ирина Дерюгина. Вскоре в Базеле Ира выиграла «золото». А месяцев через восемь мне звонит старший тренер сборной Валентина Батаен и сообщает: «Элина Авраамовна, мы вас выбрали своим президентом». Я испугалась, спросила, что надо делать. Говорит: «Мечтаем попасть на олимпийский помост…» Эту задачу нам удалось решить в восьмидесятом году».
Для Быстрицкой на первом месте всегда была и остается работа: театр и кино, преподавание в Щепкинском училище. А еще – благотворительность. Это она добивалась создания специального студенческого благотворительного фонда, Женского центра, возглавляла военно-патриотическую комиссию Союза театральных деятелей, стала Вице-президентом Международного фонда охраны здоровья матери и ребенка, активным участником политической организации «Стабильная Россия» и учредителем фонда «Поддержки культуры и искусства».
Легендарная Коко Шанель когда-то заметила: «В двадцать лет у вас лицо, которое дала вам природа; в тридцать лет – которое вылепила вам жизнь; а в пятьдесят – то, которого вы заслуживаете». Непревзойденная Элина Быстрицкая и во все годы остается красивой женщиной.
Воистину: настоящая красавица – та, что не догадывается о своей красоте