Франция – страна стиля, моды и утонченного вкуса. Во всем – от высокого искусства живописи и архитектуры до не менее высокого, по мнению самих французов, искусства гурмэ и сомелье. Возможно, многие сейчас решат, что речь пойдет о Париже и его неисчислимых красотах.
Не побоюсь разочаровать любителей предсказаний: все гораздо неожиданнее и потому – романтичнее. Наш рассказ – о мастерах французской компании Daum, своего рода Фальконе и Родене, ваяющих из хрусталя. С работами великих художников такого уровня можно сравнить изделия фабрики из городка Нанси, что на границе Франции и Германии.
Daum выпускает настоящие произведения прикладного искусства. И не только потому, что процесс изготовления каждого – это целая наука, которой нужно обучаться не один год, фабрика на протяжении всей своей истории сотрудничает со «сливками» артистического и дизайнерского сообщества: Дали, Кокто, Арман, Пикассо, Старк… В полном перечне почти 350 имен знаменитостей. Это объясняется тем, что компания Daum, основанная в 1878 году, находится в долине реки Мозель – мекке культовых французских стекольных домов – таких, как Baccarat и Lalique.
Концепция компании: быть в авангарде новых художественных течений
Основатель производства Жан Дом звезд с неба не хватал, он делал вполне традиционные вещи из стекла, чего не скажешь о его сыновьях Огюсте и Антуане. Они оказались ребятами творческими и амбициозными. В 1891 году на заводе Daum был организован художественный цех – где братья разрабатывали эскизы будущих моделей и куда приглашали для совместного творчества друзей.
Компания подобралась неплохая: мебельщик Луи Мажорель, художник Виктор Пруве, а еще – Эмиль Галле. Последний, работая с керамикой, на универсальной парижской выставке 1878 года получил четыре золотые медали. Все сообщество творило в новом тогда стиле ар-нуво. Собственно, в Париж этот стиль пришел именно из Нанси. А в первом десятилетии XX века, Daum задал основы для появления в искусстве еще одного стиля – модерн.
В 60‑е годы прошлого столетия компания прославилась особой техникой pate de verre, что в переводе с французского означает «тесто из стекла». Техника сама по себе не нова, но главной ее особенностью для художников Daum стало использование хрусталя вместо стекла. Как тесто в умелых руках кулинара, хрусталь после обработки по технологии pate de verre, становится мягким и податливым, что позволяет придавать ему любые формы…
Пантера перед прыжком, изысканные лепестки орхидеи, или – первый шаг, навстречу своей судьбе… Не зря из поколения в поколение передается поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Следуя ей, компания Exclusive group в галереях «Антураж» в Киеве и Донецке демонстрирует новую коллекцию от французских искусников. Изделия выпущены лимитированными сериями.
Работы Daum интересны своими необычными композициями и техникой исполнения