Криптограмма Ярославны
Эта древняя книга, созданная в XI веке и хранящаяся в Национальной библиотеке Парижа, напоминает об Анне Ярославовне, княжне Древней Руси, королеве Франции, прославившейся не только красотой, но и умом и образованностью. Существует предание, что Евангелие королевы Анны во Франции никто не мог прочесть ввиду странного языка, на котором оно было написано, и… безграмотности французской аристократии. Но в 1717 году царь Петр I побывал в Реймсе – городе коронования французских королей, где обратил внимание на книгу со славянской вязью. Вот так получилось, что русский царь стал первым, кто через 7 (!) веков прочел Евангелие, на котором давала присягу его «землячка» – русская королева Франции.
«Ну, за Бастилию!»
Бастилия – крепость в Париже, возведенная в конце XIV века, долгое время была привилегированной тюрьмой, рассчитанной на 42 персоны. В действительности знаменитых зеков редко там бывало более двух одновременно. Но что за узники! Граф Калиостро, маркиз де Сад, вольнодумец Вольтер и даже… Французская энциклопедия. 14 июля 1789 года революционная толпа подступила к Бастилии. Комендант крепости маркиз де Лонэ, зная, что помощи ждать неоткуда, отдал приказ поднять белый флаг… Вопреки легенде, Бастилию никто не разрушал. Решение об ее сносе было принято двумя днями позже мэрией Парижа. 800 рабочих три года разбирали ее по камешкам, которые пошли на постройку моста Согласия и… на многочисленные макеты Бастилии.
«Лень» мсье Моне
«Кувшинки» – серия из 250 полотен французского импрессиониста Клода Моне. На картинах изображен один и тот же пруд в местечке Живерни. По сути, это – одна картина, написанная в разное время дня. Таким образом Моне пытался «остановить мгновение» или… ему было просто лень искать другую натуру. Теперь «Кувшинки» украшают художественные галереи по всему миру. В 2007 году одна из них была продана на аукционе «Сотбис» за 18,5 млн фунтов стерлингов, а чуть позже, на «Кристи», другая ушла за 41 млн. В 1927, когда французское правительство опомнилось, осталось всего восемь «прудов». Для них «расщедрились» и построили два овальных зала в парижском музее «Оранжери». Дайте волю своей лени, господа!