Он восьмым среди землян преодолел заветную высоту 100 км, отделяющую нашу планету от космоса, однако во многом был первым: первым жителем Звездного городка, командиром первого экипажа орбитальной станции «Салют-3»… и навсегда останется первым космонавтом-украинцем.
Равнинному человеку не дано понять скалолаза. Разве что птица могла бы понять человека, влюбленного в небо. Кто может понять и разделить чувства космонавта? Когда он, паря в невесомости, в иллюминатор космического корабля увидел Землю в виде шара, а не пространством, ограниченным горизонтом. И при этом не смог удержаться от невольного восклицания: «Какая же она красивая! Но не такая уж и большая. Надо ее беречь».
Космонавт № 4 с космическим позывным «Беркут» – Павел Романович Попович. Родился 5 октября 1930 года в городке Узине под Киевом. Крестьянский сын, техник-строитель, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза. А еще – заслуженный мастер спорта, общественный деятель, певец с хорошим голосом, писатель-документалист, прекрасный рассказчик с изумительным чувством юмора и просто душа-человек.
За переполох в НАСА американцы прозвали его «космическим хулиганом»
Он не любил фотографироваться, поэтому в книгах на космическую тематику очень мало его снимков. Но на тех, что есть, он выглядит лихим асом: сдвинутая набок летная фуражка, безукоризненно отглаженная военная форма, «солнечная» улыбка. С ним было просто и легко общаться. И было в его биографии много удивительного и необычного. Например, за редкий драматический тенор его приглашали учиться сразу в четыре консерватории, но любовь к небу пересилила любовь к искусству. А любимой песней навсегда осталась «Дивлюсь я на небо…»
Павел Романович прекрасно знал немецкий язык, которому в детстве его обучил немецкий офицер, квартировавший у Поповичей в Узине во время оккупации. «Методика» у фашиста была своеобразная. Он задавал Павлу вопрос на немецком и, если не получал правильного ответа, то бил мальчика по рукам офицерским ремнем.
Знаменитые покорители неба Чкалов и Громов были его кумирами
В группе первых кандидатов в космонавты Попович был старшим, друзья и знакомые величали Павла «добрый человек из Звездного городка» за хлебосольство. Его именем названы горный хребет в Антарктиде и малая планета в космосе. Первой женой Павла Поповича была знаменитая летчица Марина Попович. 30 лет прожили вместе, двух дочек вырастили. Но непросто сосуществовать в одной семье двум Личностям с большой буквы… Вторая жена, Алевтина Федоровна, была обычной женщиной, хранительницей семейного очага. И еще космонавт Павел Попович писал стихи на родном языке, некоторые из которых стали песнями.
«Чув не раз я про любов до моря,
Та до неба в серці мав любов.
Під високим голубим простором
Круг Землі сто раз я обійшов.
А якщо у зоряному небі
Під дощем космічним упаду,
Земле, буду линути до тебе
І в тобі продовження знайду…
Мирний шлях у небо прокладаю,
В космос, що Гагарін нам відкрив.
Та без тебе, мій дніпровський краю,
Я в житті нічого б не зробив.»
У каждого века – свои приметы. Ушел в небытие век рыцарей и трубадуров, за ним – век флибустьеров и мушкетеров, полузабыт «Серебряный век поэзии»… Мальчишки двадцатого века поголовно мечтали о космосе… Мальчики ХХІ-го – прагматичны и стремятся в бизнесмены. А так жаль былой романтики!