Алексей Титаренко. Искусствовед, куратор Центра современного искусства «М17», Киев. Куратор, сокуратор украинских павильонов на Венецианских биеннале 2005, 2011, колумнист журналов Luxury Life и Platinum.
Помните, в PinchukArtCentre привозили инопланетянку Марико Мори? Во дворе «Арены» стояла километровая очередь желающих попасть на борт ее Wave UFO. Поэтому, когда редакция уважаемого Platinum попросила написать про «космического художника», сразу подумал про Марико Мори.
Какой там подумал? Только ее имя шевельнулось в мозгу, сразу – щелк, и голенькая Марико в своей любимой прозрачной капсуле возникла в углу моего унылого офиса. «Hi! Are you calling me?». Коллин, коллин, как же без Вас, Мори-сан? Без Вас жизнь течет уныло. Марико периодически материализуется в своей капсуле: то у подножия египетской пирамиды, то прямо на Таймс Сквер. Все снимается-фиксируется, потом с японской тщательностью печатаются принты и рассылаются по всем галереям мира. Может, она и правда, пришелец? Выпала с UFO?
UFO-объект был большой, серебристый, гудел и покачивался. Прилетевшие UFO-летяне исправляли биополе вибрациями. Пускали по одному, дождавшийся счастливчик попадал в рай: его укладывали в молочную невесомость, включали неземную музыку и эти самые вибрации.
Марико Мори – главный транслятор UFO-вибраций в современном искусстве. Дочь строителя токийских чудо-небоскребов, стоящих при любых землетрясениях, для реализации своих фантазий использует папино КБ. КБ сделало некий сложнейший объект из стекловолокна, подсоединило его к астрофизическому центру, фиксирующему рождение сверхновых звезд – и, о чудо! В момент рождения звезды объект начинает переливаться всеми цветами неземной радуги.
По земной версии Марико Мори родилась в Токио в 1967 году. Окончила какой-то там японский арт-колледж, с конца 1980‑х болталась в Лондоне, даже поучилась в Челси арт-колледже, рассаднике нового искусства. Сейчас кочует между Лондоном – Нью-Йорком – Токио. Художница – модная, цены на нее – серьезные. Владимир Овчаренко, хозяин московско-лондонской галереи «Риджина», рассказывал мне, что первые большие деньги заработал именно на Марико-сан, купив ее в 1994 за понты, а продал в 2000 на Sotheby’s за 100 тысяч.
Из Токио идет мощная пульсация новой культуры, украинские тинейджеры живут, листая манга, женские журналы пишут, что совершенно неприлично не есть суши. На одном полюсе – манга и суши, на другом – изысканное, космическое эстетство Марико Мори. Марико – мы тебя любим! И дай Бог, чтоб не трясло.
Отаку Алексей ТИТАРЕНКО