Жизнь как дар
Владимир Набоков, «Дар»
С-Пб., «Азбука-классика», 2009
Берлин, 192.. год. Молодой русский эмигрант вопреки обстоятельствам, без душевной смуты переживая бедность и неопределенность, ищет смысл в жизни.
В центре «Дара» – роман о Чернышевском. Композиционно он построен как противоборство двух антиподов – Годунова-Чердынцева и Чернышевского. Первый – вымышленный персонаж, а второй, напротив, описан на основе действительных фактов жизни русского писателя, публициста, литературного критика и революционного демократа.
В сгущенной атмосфере споров и разных точек зрения своих героев Набоков пытается подобраться к образу творческой личности и идеального человека.
Дар биографа
Ирвин Стоун, «Муки и радости»
М., «АСТ, Астрель», 2010
Гений Микеланджело Буонаротти являл себя во всем, с чем ни соприкасался: скульптура, живопись, поэзия, архитектура, но главное – сама жизнь. Достоверность повествования потребовала от автора биографии продать свой дом в Калифорнии и на четыре года уехать на родину живописца. Чтобы вернее донести до читателя тайны работы с камнем, писатель берет в руки молот и резец и овладевает мастерством каменотеса. С помощью друзей-ученых он проникает в архивы и находит там немало записей, касающихся Микеланджело и его семейства. Почти половина романа «Муки и радости» основана на вновь открытых материалах…
Бесценный дар
О’Генри, новелла «Дары волхвов»
С-Пб., «Азбука-классика», 2010
Канун Рождества в маленькой квартире, где царит ужасная бедность. Юная супруга хочет выбрать подарок для мужа. Они бесконечно любят друг друга, и никакие подарки не кажутся ей достойными его. Два подлинных сокровища есть у семьи: роскошные волосы Деллы и золотые часы, доставшиеся Джиму от отца, которые болтаются на ободранном кожаном ремешке… Выход Делла находит быстро: она продает свои волосы и покупает цепочку для часов, молясь лишь об одном: только бы не разонравиться мужу. Но когда она вручает ему подарок, оказывается, что часов нет: Джим продал их, чтобы купить жене черепаховый гребень.
Подарившая моду
Марсель Эдрих, «Загадочная Коко Шанель»
М., «Альпина нон-фикшн», 2008
Шанель опровергает расхожее утверждение об одаренности, якобы необходимой для творчества и успеха. Она – пример гениального кутюрье, не умевшего рисовать, шить, кроить, но, тем не менее, создавшего «стиль для целого мира», стиль не только одежды, но поведения, мыслей и образа жизни. Среди книг о Великой Мадемуазель сочинение ее друга Марселя Эдриха стоит особняком. Он постарался передать образ Коко Шанель так, как она сама видела себя. Автор делится расшифровками диктофонных записей бесед с Коко и собственными воспоминаниями об изобретательнице «маленького черного платья» и знаменитых духов.