В Париже, на главных улицах которого сосредоточены сотни бутиков с самыми последними новинками моды, есть один, выделяющийся тем, что предлагает одежду в стиле 60-х годов прошлого столетия. Но выглядит она так, словно ее только что доставили на летающей тарелке из ближней галактики. Дизайнер Андре Курреж и его жена Коклин определили моду второй половины XX века и считали, что в будущем все будут одеваться в белые трапециевидные платья, носить белую плоскую обувь и белые комбинезоны астронавтов.
The Courreges Universe – магазин, торгующий уникальной одеждой, это haute couture, предназначенная для улицы. Каждая искушенная в мире моды женщина не может спать спокойно, пока в ее гардеробе не появится платье с лейблом Maison Courreges. Это коллекционные вещи высшего престижа, которые шьются или по индивидуальным заказам, или лимитированными сериями.
С Коклин Курреж удалось встретиться главному редактору журнала Platinum Екатерине Тимофеевой.
Platinum: Уважаемая мадам Курреж, время не только не коснулось моды, созданной Вами и Андре, но, кажется, обратилось вспять. Позвольте потревожить Вашу память и вернуться к истокам?
Коклин Курреж: Я с удовольствием вспоминаю те далекие годы. Они по-прежнему мой источник вдохновения и своего рода клад, из которого в нашем бутике появляются вещи, а полувековая любовь к ним почитателей марки Maison Courreges радует и удивляет меня. Впервые к haute couture Андре Курреж прикоснулся в 1948 году, работая в компании Balenciaga, а собственный Дом моды открыл в 1961. В свое время он сделал революцию, создав футуристическую, или, как ее еще иногда называют, «космическую» моду. Эта идея созревала в голове Андре задолго до полетов в космос, но концепция определилась и реализовалась в первых коллекциях одежды как раз тогда, когда мир узнал Гагарина. Это был прорыв не только в ракетных технологиях, но и в умах людей, реально почувствовавших перемены в жизни.
Pl.: Рискую вызвать досаду своим следующим вопросом, знаю ответ на него, но читателям так хочется узнать правду из первых уст…
К.К.: Не тревожьтесь, я уже столько рассказывала о возникшем в прессе споре о том, кто первым изобрел мини-юбку, что сегодня он вызывает у меня улыбку. В 60-х годах мы привозили в Лондон свои коллекции. На одном из показов Андре Курреж выпустил на подиум девушек, одетых в короткие юбки и белые сапоги Go-go boots. Вот их и увидела лондонская владелица бутиков Bazaar Мэри Куант и тут же «придумала» мини-юбку. Она была далека от мира моды, у нее не было никаких своих работ, даже эскизов или чертежей. Я и Андре уделяли внимание длине юбок, сообразуясь с цикличностью времен года, сезона и тенденций в моде. Чтобы сделать длину юбки выше или ниже колена, не нужно быть гением или «изобретателем». Гораздо важнее быть обычными думающими людьми. За «мини-революцию» во Франции нас сильно критиковали, но благодаря Америке, где короткие юбки были сразу приняты «на ура», года через четыре наконец «сдались» и француженки. Вот и вся история.
Pl.: Еще одно потрясение у публики вызвало требование Андре Куррежа к женщинам отказаться от бюстгальтеров.
К.К.: Андре Курреж – очень элегантный, интеллектуальный, спортивный, обожествляющий женщин человек. Именно это его и выделяет в мире моды. Он очень любил женщин, а следовательно, и понимал их очень хорошо! Бюстгальтеры… это, скорее, вопрос безупречного загара без каких-либо лишних следов! Белые участки кожи от купальников очень раздражали Андре, ведь он хотел одеть женщин в одежду с открытой шеей и глубокими вырезами. Без конформизма.
Pl.: А брюки, которые теперь ежедневно носят женщины во всем мире? К ним Вы тоже приложили руку?
К.К.: Мы прибыли в Париж из провинциального городка, любили заниматься спортом, и поэтому привнесли в городскую моду много спортивных элементов с ярко выраженной элегантностью. Брюки я носила, начиная с 1947 года! В создании моды на женские брюки настоящей целью было идеально соединить верх с низом, придать элегантность слову «брюки» по сравнению с повальным нашествием джинсов и пошить костюм, сравнимый лишь с юбкой и жакетом, который будет отвечать всем потребностям во время ходьбы, бега, при сидении. Брючный костюм был нашим элегантным ответом на претенциозные изыски салонной парижской моды.
Pl.: Как Вы оцениваете современные тенденции в разработке моделей одежды?
К.К.: «Мода становится старомодной», – с удовольствием констатирует Андре Курреж. Финансисты и профессиональные дизайнеры не создают, а управляют современным миром моды. Я предпочитаю другой мир, мир поисков, который поможет проанализировать наши ошибки. Я всегда восторгалась и буду восторгаться философией и мышлением Андре, которые так созвучны и близки самым мудрым ученым, высокоэрудированным людям, таким, например, как астрофизик Хуберт Ривз, чьи научно-популярные книги расходятся во Франции и по всему миру миллионными тиражами.
Pl.: Ваше увлечение наукой как-то связано с тем, что Вы предпочитаете ездить только на электромобиле?
К.К.: В третьем тысячелетии все мы стали заложниками нефти и электрической розетки. Угроза, нависшая над экологией Земли, неописуема. Все, вплоть до продуктов питания, начали делать из нефти, а борьба за энергию достигла опасного предела.
Да, я езжу на автомобиле с электрическим двигателем и заправляю ураном его мини-атомную электростанцию. Надеюсь, к 2012 году, таких, как я, станет около 9 миллиардов, и они будут четко понимать масштаб приближающейся экологической катастрофы. Но я также понимаю, что это неправильно, что так не должно быть. До тех пор пока я полностью не смогу использовать солнечную энергию, я не перестану думать об этом.
Pl.: Во время этого интервью я постоянно ловлю себя на том, что нахожусь рядом со счастливым человеком и просто греюсь рядом с Вами. Вам всегда удается быть в таком состоянии?
К.К.: Быть счастливой все время – это моя психологическая установка, которую мне привил Андре Курреж.