Инна Чурикова – Народная артистка СССР, Народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР, лауреат премии имени К.С. Станиславского, лауреат премии Ленинского комсомола, лауреат премий «Хрустальная Турандот» и «Золотая маска».
Platinum: Уважаемая Инна Михайловна, по Вашему мнению, связан ли возраст актера с пиком его таланта?
Инна Чурикова: Ответ есть у Пушкина: «Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел». Молодость – величайший чародей, но в актерской профессии все намного сложнее. Одним судьба дает возможность раскрыть свой талант на первом курсе театрального института, другие становятся знаменитыми к закату жизни. Актеры ужасно зависимы от случая, от режиссера, и даже от эпохи, в которую родились. Одним просто везет, другие «зубами и когтями» доказывают свое призвание, третьи – баловни судьбы, всю жизнь сладко покачиваются на волнах зрительской любви.
Pl.: А как же опыт?
И.Ч.: Он приобретается со временем и важен как ремесло. Удачлив тот, кто любит свою профессию, в ком есть энергия и сила существовать на сцене, вот тогда возраст становится понятием относительным.
Если говорить о психологии преклонного возраста, то в нем есть и очарование, и трудности. Я вспоминаю себя в молодости, это был период сплошных тревог и переживаний: снизойдет ли ко мне мой ангел, состоится ли творческая биография. Ничего неизвестно. Ты приходишь в театр, играешь в массовке или третью замену Бабы Яги и не видишь никакого просвета впереди. Так же и с личной жизнью. Масса «маленьких трагедий» плюс отсутствие жизненного опыта и… доверчивость, которая у меня просто зашкаливала. У девушек много иллюзий: они думают, что выйти за богатого – счастье, а это часто компромисс, за который после «головокружения» придется заплатить высокую цену. Мне повезло вдвойне, я встретила человека, увидевшего во мне не только любимую женщину, но и разглядевшего актрису, в которую он поверил и которую во многом сформировал. Я с ним счастлива, мы до сих пор не устали друг от друга.
Pl.: Вы чудесно выглядите. Играете на сцене женщин разных возрастов, но так преображаетесь, что зрителям и в голову не приходит даже задуматься, сколько Вам лет.
И.Ч.: Однажды, во время спектакля «Тиль» на сцене Ленкома, я упала и сломала какую-то косточку, второй акт пришлось доигрывать в инвалидном состоянии. Это уже после была «скорая» и критическое состояние, но на сцене, кроме отсутствия свободы двигаться, я абсолютно не чувствовала боли и ничего не замечала. Сцена лечит, сцена дает силы, сцена молодит душу, поэтому и происходит чудо. Все актеры знают это.
Просто как женщина люблю ухаживать за собой. Посещаю косметолога, пользуюсь разными кремами, холю кожу, а как же иначе? Зарядку иногда делаю, у меня есть свой комплекс упражнений и тренажеры. Но, что греха таить, делаю это не регулярно – времени не хватает. Поэтому моего секрета молодости нет, вернее, он есть в стремлении к гармонии. А сюда, кроме практических вещей, входит отсутствие конфликтов с окружающим миром.
И все же в юности много неопределенности: поможет ли ангел или будешь всю жизнь играть Бабу Ягу в тюзе
Pl.: Инна Михайловна, исполняя роль венценосных особ, Вы надеваете роскошные наряды и ювелирные украшения и носите их так, будто родились в семье Романовых. А как относитесь к роскоши в повседневной жизни?
И.Ч.: При поступлении во МХАТ один из членов худсовета глянул на меня и спросил напрямик: «А знаете ли вы, кто есть Афродита?» Я замотала головой. «Это богиня красоты, – назидательно пояснил педагог. – Идите и посмотрите на себя в зеркало!» Я действительно зашла в туалет, посмотрела на себя в зеркало и расплакалась. Потом, еще раз всмотревшись в черты своего лица, сказала себе: «У меня своеобразное, необычное лицо, и не каждый может его оценить». Если есть сильное желание стать актером, все сложится рано или поздно.
Ну посмотрите на меня, обычная женщина. Царство должно быть внутри, а одежда – это… Хотя одеваться я люблю, и мне нравится следовать моде.
Роскошь для меня – это общение с людьми. Я люблю людей с присутствием духа. С каким-то внутренним стержнем, не метающихся… Сочувствую людям неуверенным, у каждого в жизни бывают периоды сомнений и переоценки ценностей. Мне нравятся аристократы духа независимо от профессии и возраста. Все остальное суета, как деньги. Сегодня они у меня есть, а завтра – нет, а послезавтра – кризис, и их нет уже ни у кого.
Pl.: А какие материальные ценности для Вас важны?
И.Ч.: Они из разряда общечеловеческих и даже к ценностям их можно отнести с натяжкой. Хочется, чтобы в доме была горячая вода, например. Я люблю жить в нормальных условиях, окружая себя удобством, красивыми вещами, не испытывать нужду, иметь рядом друзей, не роняющих достоинство, а на столе, кроме здоровой пищи, – книгу, от которой сходишь с ума, наслаждаясь встречей с роскошью литературного таланта писателя.
Pl.: Ваши любимые книги?
И.Ч.: Русская классика. Буниным зачитываюсь постоянно. Из современных авторов недавно открыла для себя Михаила Веллера, его юмор правдив и подчас жесток, а литературный слог легок в восприятии.
Pl.: А как же престижный курорт, коллекция украшений с бриллиантами, машина, яхта, самолет…
И.Ч.: Ой, мне так и захотелось оглянуться – со мной ли Вы разговариваете? Вы знаете, я совершенно спокойно живу соразмерно своим заработкам. Актеры, если они не занимаются бизнесом, – не олигархи. Однажды, путешествуя по Греции, я была в гостях у одного украинского бизнесмена. Он пригласил меня на свою роскошную яхту, изготовленную по заказу в Лондоне. Я наслаждалась окружающей атмосферой, мы пили шампанское, все было здорово и приятно… Но у меня никогда не будет яхты. Те деньги, которые я зарабатываю, я просто проживаю. И вообще материальные ценности меня не насыщают творчески, а значит стоят в стороне безумно красивыми и довольно любопытными безделушками.
Pl.: Вы что-нибудь коллекционируете?
И.Ч.: В загородном доме недавно перебирали с мужем старые вещи, и я нашла свой школьный альбом с марками. Я страстно была увлечена их собиранием. Особенно из тех стран, которые были для меня загадочны. Пересматривая эти альбомы, ощутила сладкую ностальгию, особенно обрадовалась французским маркам.
Pl.: Любите путешествовать?
И.Ч.: Люблю. Правда, получается не очень часто. А актерская профессия, где все на нервах, да и физические нагрузки, как у спортсменов, еще требует и спокойного отдыха. Поэтому, чтобы путешествовать, нужно сначала хорошо отдохнуть – море, пляж.
Обожаю путешествовать по Италии. Особенно когда повезет с умными переводчиками. Я с мужем уже была во многих исторических местах этой красивой страны, но и белых пятен для нас там еще достаточно. Вот мой сын – другое дело. Он Гражданин мира, в силу своей профессии знает многие иностранные языки, берет напрокат машину и с удовольствием познает ту или иную страну. Завидую и горжусь им.
Pl.: Счастье по определению Инны Чуриковой?
И.Ч.: Его вершиной было рождение ребенка. Быть счастливой ежесекундно невозможно, да и как ощутить счастье без горечи разочарования, потерь, утраты надежды. Наверное, мое Счастье во внутренней гармонии, в ощущении рядом любимых людей: мужа, сына, моей мамочки. Меня окружают хорошие люди, мне везет на них. У меня не было глобальных разочарований, я не накапливаю негативные эмоции. В сложных жизненных ситуациях я не прячу голову в песок и тогда бываю волевой и сильной.
Люблю людей с присутствием духа, с точным направлением в жизни и сочувствую неуверенным.