Фарфор тысячелетиями остается в цене. Только одно обстоятельство делает его менее привлекательным капиталом, чем золото и драгоценные камни. «Мышка бежала хвостиком махнула…» и нет тонкостенной светящейся чашки из коллекции китайского императора Инь. Или у Вашей кухарки заслезились глаза после ссоры с усатым пожарным, который ждет ее каждый вечер за углом вашего дома, и поставила она любимого «мейсена» с молоденьким пастушком на дне блюдца, мимо полки на горке…
Вообще покупать фарфор нужно всего пяти заводов, все остальное тоже фарфор, но как говорил сатирик, тамошним мастерам «руки надо мыть тщательнее».
Любим мы (национальная черта) выставить перед гостями на стол нечто и тут же вслух добавить: Это я в Венеции в прошлом году, а это «мой» из Парижа… Надеемся, что теперь с удвоенной гордостью вы скажете: Это НАШ — Императорский. Ехать за ним не нужно за тридевять земель, потому что лучший в мире фарфор, был, есть и остается в России.
Фарфор окружают множество легенд. Не менее красивых и витиеватых, чем золотая вязь по тонким краям чашек и блюдец, сделанных из «белого золота». Саксонского короля Августа, например, фарфор совершенно не волновал, но зато ему так хотелось озолотить в своем королевстве все и вся, что он запер в башне китайца алхимика и поклялся не выпускать его до тех пор, пока тот не изготовит золото. С золотом у китайца вышел прогнозируемый прокол, но зато вместо него алхимик открыл секрет изготовления фарфора.
В это же время, в середине 18 века в России, под рюмочку «оковитой» с соленым огурчиком, легко и просто, не замучив ни одного алхимика, изобрел фарфор Дмитрий Виноградов — личность не менее интересная, чем его изобретение. К сожалению, ни одного портрета Виноградова не сохранилось. Известно только, что его Невская порцелиновая мануфактура (позже переименованная в Императорский фарфоровый завод) располагалась тогда в такой глуши, что вскоре изобретение перестало воодушевлять мастера и он, по древней русской традиции ушел в глубокий запой. Поставки чудесных изделий для императрицы Елизаветы Петровны прекратились, от чего она пришла в дикую ярость и приказала взять Виноградова под стражу возле печи «на время обжига… чтоб и спал там». Не вынеся столь жестких репрессий, Дмитрий Иванович Виноградов вскоре сошел с ума, был посажен на цепь и умер в полном забвении. А новый завод полтора с лишним века тому назад назвали в честь совершенно другого русского гения — Михайло Ломоносова. Уже тогда все изделия Завода были эксклюзивными и безумно дорогими.
Вершиной славы Императорского завода стали заказанные Екатериной роскошные парадные столовые сервизы, насчитывающие до 1000 и более предметов. Заводские мастера не переставали удивлять мир высочайшими достижениями в технологии производства фарфора и росписи изделий: создавая чудо-букеты из фарфоровых цветов или копируя на вазах и пластах знаменитые картины европейских художников из коллекции Эрмитажа. И по сей день, большая часть работ производится вручную — то, что за границей называется hand made. В разное время с заводом сотрудничали выдающиеся русские художники: Сомов, Бакст, Петрова-Водкин, Серов и, наконец, Малевич и Кандинский.
В «советский период» завод потоком шлепал монументальные вазы, бюсты вождей, и даже специальные «идеологические» шахматы. На клетчатых досках друг другу противостоят не черные-белые, а белые и красные. У красных вместо коней — лихие кавалеристы, у белых — вместо пешек — рабы, закованные в цепи, а остальные фигуры — «недорезанные буржуи».
Ныне пришло время художественному императорскому фарфору. Старинные изделия, самые первые «виноградовские» вещи, пользуются у коллекционеров особым спросом, по ним делают ремиксы или, правильнее сказать — реплики. Так фарфоровая табакерка, которую хотел прибрести в прошлом году Эрмитаж, на одном из аукционов, ушла мимо музея за $120 000. Делают на заводе не только тонкостенный «костяной» фарфор, но и древнекитайскую «яичную скорлупу».
На сегодняшний день в мире фарфора существует четыре подлинно стоящих завода: Meissen и KPM (Германия), Herend (Венгрия), Wedgwood (Англия), которые делают эксклюзивный фарфор, но наш «виноградовский» все же лучше. «Заболела» русским фарфором фирма «Нестле». Впервые она заказала чашку с блюдцем «Деревня на озере», а теперь для кофейного магната выпускают трех — предметник по эскизам известного художника Михаила Шемякина. В эти дни художники Завода расписывают чайно-кофейный столовый сервиз с логотипом Мариинского дворца для приемов зарубежных делегаций. Русский музей постоянно заказывает серии чашек по рисункам Елизаветы Беем. К 300-летию Санкт-Петербурга завод работал на полную катушку, выполняя почетный заказ — изготовление банкетных сервизов для высоких гостей Север ной Пальмиры. И когда озябший на свежем невском ветру, Президент России прихлебывал горячий чай из родной, фарфоровой чашки с тюльпанами, радости тружеников ЛФЗ не было предела.
Анна ПОЗНИНА
Санкт-Петербург